Главная новости Перестыковка корабля «Союз ТМА-17» – это еще одна перевернутая страница истории российской космонавтики

PostHeaderIcon Перестыковка корабля «Союз ТМА-17» – это еще одна перевернутая страница истории российской космонавтики

Международный экипаж транспортного пилотируемого корабля «Союз ТМА-17» в составе командира Олега Котова (Россия), бортинженера-1 Соичи Ногучи (Япония) и бортинженера-2 Тимоти Кримера (США) после завершения перестыковки корабля 12 мая перешел из корабля-спасателя на Международную космическую станцию. Перестыковку в режиме ручного управления выполнил Олег Котов. Вся операция, начиная с закрытия переходного люка и до его открытия, заняла 5 часов 40 минут. За это время МКС сделала четыре витка вокруг Земли.

В 17 часов 23 минуты по московскому времени Олегу Котову была выдана команда на расстыковку. Сам процесс расстыковки занял три минуты. Пружинные толкатели дали импульс и «Союз ТМА-17» отошел от станции со скоростью 12 сантиметров в секунду на расстояние около 40 метров. Допустимым является расстояние до 50 метров. После этого корабль начал облет станции. Описав окружность длиной примерно 47 метров пилотируемый космический корабль занял позицию напротив агрегатного отсека служебного модуля «Звезда». После построения ориентации Олег Котов включил двигатели корабля на сближение со станцией.

Сближение проходило со скоростью 20 сантиметров в секунду. В 17 часов 53 минуты 09 секунд по московскому времени «Союз ТМА-17» причалил к стыковочному узлу на агрегатном отсеке модуля «Звезда». Весь полет прошел плавно, без угловых скоростей, то есть вращения корабля в различных плоскостях. Во время операции перестыковки МКС находился в зоне видимости наземных измерительных пунктов в Уссурийске, Барнауле, а также российского научно-исследовательского судна «Космонавт Виктор Пацаев» (порт приписки Калининград).

Примечательно, что во время проведения перестыковки МКС оказалась и в зоне видимости измерительного комплекса, расположенного на 44-й площадке космодрома Байконур, что случается, как заметили в ЦУПе, довольно редко. После причаливания пилотируемого корабля «Союз ТМА-17» к МКС на вопросы журналистов ответил начальник отделения РКК «Энергия», заместитель руководителя полетами российского сегмента МКС по управлению к.т.н., д.п.н. Е.И. Жук. Представителей СМИ интересовал, в частности, вопрос: есть ли градация по сложности различных операций в космосе?- Естественно, есть операции более сложные, есть и менее сложные, но все операции в космосе – сложные, - сказал Е.И.Жук. - Перестыковка очень важная операция, потому что мы отходим от МКС, и может быть нештатная ситуация, когда экипаж не сможет вернуться на станцию. - Такое уже случалось?- Слава Богу, ни разу не случалось. Но экипаж должен быть готов к любой ситуации, которая может сложиться на борту корабля или станции.

Сама перестыковка не самая сложная операция, ведь она проходит в районе МКС на малых скоростях. - Евгений Ильич, в чем особенность сегодняшней операции?- Мы освобождаем узел для того, чтобы к нему пристыковать малый исследовательский модуль «Рассвет» (МИМ-1), который в эту пятницу, 14 мая, должен быть отправлен к МКС на шаттле. С перестановкой пилотируемого космического корабля станция готова к приему нового российского модуля. Если старт американского шаттла будет перенесен на более поздний срок, а в это время по графику к станции должен будет пристыковаться очередной грузовой корабль «Прогресс», мы вновь переведем пилотируемый космический корабль «Союз ТМА-17» на надирный узел ФГБ «Заря», освободив агрегатный отсек служебного модуля «Заря» для стыковки с грузовым кораблем.- Как будет поощрен командир корабля Олег Котов за успешную перестыковку «Союза ТМА-17»?- Для этого есть комиссия, которая после завершения полета и возвращения экипажа на землю по результатам разбора полета, отчета экипажа и комплексной оценки его работы определит, кого и как поощрить. Или, наоборот, наказать. - Было и такое?- Да, когда корабль столкнулся со станцией «Мир», комиссия решила наказать командира корабля, но генеральный конструктор отстоял космонавта и его не наказали. Этот пример из истории освоения космоса привел в беседе с журналистами Е.И. Жук.

12 мая 2010 года командир пилотируемого корабля «Союз ТМА-17» Олег Котов успешно справился с ответственным заданием. Завтра эта операция тоже станет достоянием истории российской космонавтики. Источник: ФКА Роскосмос

    Комментарии (0)
    Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии!
     
    Виды космоса
    следы пребывания на луне
    следы пребывания на луне
    планета Венера открыта
    планета Венера открыта
    спутники земли
    спутники земли