Главная новости Астрономы обнаружили необычную "космическую линзу"

PostHeaderIcon Астрономы обнаружили необычную "космическую линзу"

17.07.2010:19.02
Астрономы из Калифорнийского технологического института и Федеральной политехнической школы Лозанны (EPFL) в Швейцарии открыли первый известный случай увеличения квазара в далекой галактике, выступающего в качестве гравитационной линзы. Квазары, которые являются чрезвычайно светящимися объектами в далекой Вселенной, как считается, подпитываются от сверхмассивных черных дыр в ядрах галактик. Один квазар может быть в тысячу раз ярче, чем целая плеяда из 100 миллиардов звезд, что делает изучение их галактик чрезвычайно затрудненным. Значение этого открытия, по словам исследователей, обеспечит новый способ понимания этих галактик. "Это немного похоже на взгляд на яркие фары автомобиля и попытку различить цвет его колесных дисков", говорит Фредерик Курбин в EPFL, ведущий автор исследования. Благодаря использованию гравитационного линзирования, говорит он, "мы теперь можем измерить массы этих квазаров и преодолеть эту трудность". Согласно общей теории относительности Эйнштейна, если объект большой массы (например, большие галактики и скопления галактик) размещается вдоль линии наблюдения с далекой галактики, часть света, которая исходит от галактики, будет разделена. Из-за этого, наблюдатель на Земле может увидеть два или более уменьшенных изображения объекта. Первая такая гравитационная линза была открыта в 1979 году и произвела образ далекой галактики, что был увеличен и разделен. Использование гравитационного линзирования для измерения массы далеких галактик независимо от их яркости было предложено в 1936 году астрофизиком Калифорнийского технологического института Фрицом Цвикки, и метод был эффективно использован для этой цели в последние годы. До сих пор он никогда не использовался для измерения массы квазаров. "Мы были рады видеть, что эта идея действительно работает", говорит Джордж Милан, профессор физики и лидер команды EPFL. "Это открытие свидетельствует о неизменном превосходстве гравитационного линзирования как астрофизического инструмента".

пирамиды на луне фото