Главная новости Луна обзавелась "морщинами"

PostHeaderIcon Луна обзавелась "морщинами"

23.08.2010:15.25
Луна уменьшается в размерах. Следы такого сжатия обнаружили американские ученые, опубликовавшие свою гипотезу в научном журнале Science. На поверхности естественного спутника Земли астрономы заметили странные образования, напоминающие скалистые возвышенности высотою до 10 метров и протяженностью несколько километров. Как пояснил специалист из Центра изучения Земли и планет при Национальном космическом музее в Вашингтоне, по мере остывания мантия и ядро спутника начали сжиматься, спровоцировав уменьшение размера внешней поверхности Луны. Что же происходит на Луне, "Вести ФМ" узнали у старшего научного сотрудника Астрономического института имени Штейнберга Владимира Сурдина. "Вести ФМ": Владимир Георгиевич, добрый день!Сурдин: Добрый день!"Вести ФМ": Правда ли, что на Луне происходят некие глобальные изменения? Или это какие-то локальные процессы, которые просто раньше не замечали? Сурдин: И не только на Луне. Любая планета постепенно остывает. В период своей молодости все планеты были горячими, когда образовывались из сжимающегося вещества. А затем, по мере старения, остывали. Как и любое тело - нам это хорошо знакомо - при остывании сжимается, при нагревании расширяется. Так вот любая планета, остывая, понемножку сжимается. Но по-разному. Например, похожая на Луну планета Меркурий состоит почти из чистого железа: на 70% из огромного железного ядра, а железо, как известно, сжимается очень сильно при остывании. Поэтому на Меркурии это явление нам было хорошо знакомо, огромные складки на поверхности наблюдались давно. А про Луну выяснилось недавно. Всего год назад появился спутник с очень хорошим телевизионным оборудованием, который передает на Землю детальные карты поверхности Луны. И вот на этих фотографиях удалось увидеть небольшие складочки. Понятно, отчего они появляются. Ну, вспомните, любой фрукт, яблоко, апельсин, когда высыхает, понемножку сморщивается, кожура у него становится слишком большой для сжимающейся внутренности, поэтому появляются такие складочки. Так вот на поверхности любой планеты со старой такой поверхностью, с застывшей корой, понемножку появляются складочки. Они и на Земле должны были бы появиться, но наша планета уникальна. У нее очень активная поверхность – вулканы, движение материков. Все это уничтожает те мелкие складки, которые могли бы появиться от сжатия. А на Луне, на Меркурии и немножко на Марсе - поверхность старая, она накапливает эти морщины с возрастом от миллиарда к миллиарду лет. Вот и все."Вести ФМ": По некоторым оценкам, диаметр Луны уменьшился на 100 метров. А к чему это может привести?Сурдин: Ни к чему. Она практически остыла. Когда-то она была действительно горячая, несколько тысяч градусов было внутри. А сейчас Луна – небольшое тело, спутник Земли, она остыла уже до такой степени, что дальнейшее остывание не приведет к заметному сжатию. Луна уже навсегда останется такой, какая она есть сегодня. Эти морщины накопились за миллиарды лет, такими они и останутся. Больше Луна не будет сжиматься."Вести ФМ": Эти процессы могут отразиться на землянах? Сурдин: Нет, конечно. Все, что связано с Луной, зависит от ее массы. От того, насколько сильно она притягивает земные материки, океаны. А масса Луны не меняется. Поэтому никак не изменится и влияние Луны на Землю. Правда, надо заметить, что со временем Луна постепенно удаляется от Земли. Очень медленно, на 3-4 сантиметра в год. И через 2-3 миллиарда лет это будет заметно. Тогда океанские приливы станут немножко меньше, но мы их и так почти не замечаем. Так что от того, что они уменьшатся, ничего страшного не произойдет. Источник: ФКА Роскосмос

ссылка на источник

подробные фото планеты марс