Главная новости В России проходят торжественные мероприятия, посвященные 75-летию со дня рождения космонавта №2 Германа Степановича Титова

PostHeaderIcon В России проходят торжественные мероприятия, посвященные 75-летию со дня рождения космонавта №2 Германа Степановича Титова

09.09.2010:07.58
11 сентября нашему выдающемуся соотечественнику, космонавту №2, лауреату Ленинской премии, Герою Советского Союза генерал-полковнику авиации Титову Герману Степановичу исполнилось бы 75 лет. Юрий Алексеевич Гагарин первым проложил дорогу в космос всему человечеству. А менее четырех месяцев спустя мир вновь услышал с околоземной орбиты позывной на русском языке: «Я – «Орел». Это был Герман Степанович Титов, выполнявший полет на космическом корабле «Восток-2». Он не просто повторил подвиг Гагарина. На корабле впервые была установлена разнообразная научная аппаратура. Г.С.Титов был первым, кто провел испытания системы ручного управления космическим кораблем, осуществлял маневрирование, выполнил ряд других экспериментов. Наконец, Титов был самым молодым космонавтом планеты. На момент полета (6 – 7 августа 1961 года) ему еще не исполнилось и 26 лет. Друзья и коллеги Германа Степановича отмечали его уникальный опыт испытателя космической и авиационной техники, необычайную широту его профессиональных интересов, начиная со строительства школ и детских садов для детей космонавтов и заканчивая созданием сложных космических аппаратов. Жизнь и подвиг Г.С.Титова – это целая эпоха в истории отечественной космонавтики. В канун 75-й годовщины со дня рождения, 10 сентября, Почта России выпустила в обращение почтовую марку, посвященную этому событию. На марке изображен портрет Г.С. Титова. Форма выпуска: лист с оформленными полями из 6 марок. Тираж: 450 тыс. экз. марок, 75 тыс. экз. листов. Кроме того, Почта России объявила о проведении 11 сентября 2010 года в почтовом отделении деревни Красный Кут (Саратовская область), вблизи которой 7 августа 1961 года совершил мягкую посадку спускаемый отсек космического корабля «Восток-2», гашения почтовой корреспонденции специальным штемпелем, посвященном 75-летию со дня рождения летчика-космонавта СССР Германа Степановича Титова. Память о втором космонавте Земли сегодня чтут в Подмосковном Кразнознаменске, Краснодаре и Чернигове. В день 75-летия пройдет возложение цветов к памятнику Г.С. Титову на Новодевичьем кладбище. 8 сентября в Барнаул прибыла делегация Федерального космического агентства во главе с начальником управления космических систем навигации, связи и наземных комплексов управления Роскосмоса С.О.Владимировым, а также дочь Германа Степановича, Татьяна Германовна, и его внук Андрей. У трапа самолета гостей встречали заместитель губернатора края Юрий Денисов, начальник краевого управления по культуре и архивному делу Анатолий Ломакин, а также представители СМИ. Татьяна Германовна поблагодарила губернатора края за предложение присвоить имя Германа Титова Барнаульскому аэропорту. «Особенно приятно, что эта инициатива шла не от родственников, а от земляков Германа Степановича», - сказала дочь космонавта. Гости провели 8 сентября в Змеиногорском районе, 9-го – будут участвовать в открытии барельефа Германа Титова в Алтайском оптико-лазерном центре, а 10 сентября – в открытии мемориальной доски в барнаульском аэропорту. Весной депутаты краевого Законодательного собрания удовлетворили ходатайство губернатора о присвоении имени космонавта № Германа Титова барнаульскому аэропорту и Алтайскому оптико-лазерному центру. Имя Г.С. Титова Алтайский оптико-лазерный центр получил не только потому, что знаменитый космонавт родился и вырос в Алтайском крае. Герман Степанович стоял у истоков создания и практического применения в космонавтике высокоточных квантово-оптических систем, в том числе и строительства оптико-лазерного центра в селе Саввушка Змеиногорского района Алтайского края. 11 сентября праздничные мероприятия продолжаются на родине Германа Титова – в селе Полковниково. Здесь будет представлена художественно-публицистическая программа «Герман Титов - человек века», пройдет краевой турнир по футболу, народные гуляния. Как сообщили в краевом управлении по культуре и архивному делу, юбилейные мероприятия завершатся праздничным салютом. Пресс-служба Роскосмоса
Как это было По материалам Специального выпуска библиотеки «Известий». 700 ТЫСЯЧ КИЛОМЕТРОВ В КОСМОСЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО „ИЗВЕСТИЯ" МОСКВА - 1961 Н. С. Хрущев и Г. С. Титов на Внуковском аэродроме.

Советскому космонавту, впервые в мире совершившему 25-часовой космический полет, майору ТИТОВУ Герману Степановичу

Дорогой Герман Степанович! Я счастлив горячо поздравить Вас с выдающимся героическим подвигом - 25-часовым космическим полетом на корабле-спутнике «Восток-2». Весь советский народ, все прогрессивное человечество будут помнить в веках Ваш подвиг, как пример мужества и отваги, во имя служения человечеству. … От всего сердца поздравляю Вас со счастливым возвращением из космического путешествия в горячие объятия своей Родины. До скорой встречи в Москве. Н. ХРУЩЕВ. 7 августа 1961 года.

БЕСЕДА Н. С. ХРУЩЕВА ПО ТЕЛЕФОНУ С КОСМОНАВТОМ Г. С. ТИТОВЫМ

7 августа 1961 года

Летчик-космонавт майор Г. С. Титов разговаривает по телефону с Н. С. Хрущевым вскоре после успешного завершения своего космического полета. 7августа в 11 часов 30 минут Н. С. Хрущеву, который в это время принимал посла Аргентины г-на Сесара X. Барроса Уртадо, доложили, что космонавт Герман Степанович Титов хочет лично сообщить по телефону об успешном завершении своего космического полета. - Очень рад, - говорит Никита Сергеевич и, обращаясь к послу Аргентины, добавляет: - вот и вы можете стать свидетелем нашей беседы с космонавтом. Взяв телефонную трубку, Никита Сергеевич сказал: - Слушаю вас, Герман Степанович. Здравствуйте, сердечно поздравляю. Г. С. Титов. Товарищ Первый секретарь Центрального Комитета Коммунистической партии Советского Союза! Докладываю, что задание партии и правительства выполнено. Все системы и оборудование корабля работали отлично. Приземлился в заданном районе. Товарищи приняли хорошо, самочувствие отличное. Н. С. Хрущев. Замечательно! Голос ваш звучит так, как будто бы вы только что прибыли со свадебного бала. Г. С. Титов. Вы хорошо сказали, Никита Сергеевич. Был бал, только не свадебный. (Оба смеются). Н. С. Хрущев. Это верно, что бал, но только не свадебный. У молодоженов свадебный бал - это самая счастливая пора. А то, что вы сделали, - это счастливая пора для всего человечества. Г. С. Титов. Спасибо, Никита Сергеевич! Н. С. Хрущев. Вы совершили беспримерный космический рейс. Сколько вы сделали витков вокруг земного шара? Г. С. Титов. Семнадцать с половиной, Никита Сергеевич. Н. С. Хрущев. За сколько часов? Г. С. Титов. За 25 часов с минутами. Н. С. Хрущев. За 25 часов с минутами! Это же - героический подвиг. Вы осуществили мечту человечества. Не так давно мечта о космических полетах человека считалась мечтой неосуществимой. Мы гордимся тем, что вы… сделали это… Поздравляю вас, ваших родителей - отца и мать - за то, что они воспитали вас таким мужественным советским человеком. Г. С. Титов. Благодарю вас, Никита Сергеевич! Н. С. Хрущев. Мы еще поздравим вас и поблагодарим ваших родителей при личной встрече в Москве. Мы вас достойно встретим в Москве всем народом, всей страной. …А как чувствует себя ваша супруга, она знала о вашем полете? Я задаю вам вопросы, которые, пожалуй, можно считать стандартными, потому что такой вопрос я уже задавал и первому космонавту Юрию Гагарину. Г. С. Титов. Да, знала. Н. С. Хрущев. А одобрила она этот полет? Г. С. Титов. Сначала не совсем одобряла, а потом одобрила. Н. С. Хрущев. Это вполне понятно. Ей хотелось, чтобы ее муж совершил подвиг, но этот подвиг был таким, что она могла лишиться мужа, и, видимо, поэтому у нее могли быть колебания. Это человеческие колебания, и они понятны всем людям. Г. С. Титов. Такой именно и был разговор у нас с Тамарой, Никита Сергеевич. Н. С. Хрущев. Теперь я хочу у вас спросить, как вы себя чувствовали в полете? Г. С. Титов. Чувствовал себя великолепно, Никита Сергеевич. После приземления выпил воды и чувствую себя превосходно. Н. С. Хрущев. Вам удалось хотя бы немножко поспать во время полета? Г. С. Титов. Мне надо было проснуться в 2 часа ночи, а я проснулся в 2 часа 35 минут. Н. С. Хрущев. Это хорошо. Значит, у вас здоровый организм, если вы можете после напряженной работы хорошо отдохнуть и заставить себя проснуться, когда нужно, чтобы приступить к дальнейшему исполнению своих обязанностей. Воля и организм у вас в полном порядке, это очень хорошо! Ну что ж, Герман Степанович, ждем вас в Москве. Г. С. Титов. Благодарю вас, Никита Сергеевич. Н. С. Хрущев. Целую и обнимаю вас пока по телефону, а вот когда встретим вас на аэродроме - обниму вас по-отечески, как самого дорогого и любимого сына нашей Родины. Г. С. Титов. Спасибо, Никита Сергеевич. Большое спасибо! Н. С. Хрущев. Желаю вам успехов, идите отдыхать, вы заслужили отдых. Г. С. Титов. Сейчас пойду отдыхать, Никита Сергеевич! Н. С. Хрущев. Всего хорошего! Желаю здоровья. Ждем вашего возвращения в Москву. До свидания! Г. С. Титов. От всей души благодарю вас, Никита Сергеевич, До свидания!

РОДИНА ЧЕСТВУЕТ ГЕРОЯ

УКАЗ Президиума Верховного Совета СССР

О ПРИСВОЕНИИ ЗВАНИЯ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА СОВЕТСКОМУ ЛЕТЧИКУ-КОСМОНАВТУ МАЙОРУ ТИТОВУ Г. С.

За осуществление выдающегося полета в космос на корабле-спутнике «Восток-2» присвоить звание ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА с вручением ордена ЛЕНИНА и медали «ЗОЛОТАЯ ЗВЕЗДА» летчику-космонавту майору ТИТОВУ Герману Степановичу. Председатель Президиума Верховного Совета СССР Л. БРЕЖНЕВ Секретарь Президиума Верховного Совета СССР М. ГЕОРГАДЗЕ. МОСКВА. Кремль. 9 августа 1961 г. УКАЗ Президиума Верховного Совета СССР

О ПРИСВОЕНИИ ЗВАНИЯ «ЛЕТЧИК-КОСМОНАВТ СССР» ЛЕТЧИКУ МАЙОРУ ТИТОВУ Г. С.

За осуществление космического полета на корабле-спутнике «Восток-2» присвоить звание «ЛЕТЧИК-КОСМОНАВТ СССР» гражданину Советского Союза летчику майору ТИТОВУ Герману Степановичу. Председатель Президиума Верховного Совета СССР Л. БРЕЖНЕВ. Секретарь Президиума Верховного Совета СССР М. ГЕОРГАДЗЕ. МОСКВА, Кремль. 9 августа 1961 г.

ПРИКАЗ МИНИСТРА ОБОРОНЫ СССР

9 августа 1961 г. № 196. г. Москва. В ознаменование великой победы советского народа, выдающегося подвига ученых, инженеров, техников и рабочих, обеспечивших успешное осуществление 25-часового космического полета советского космонавта майора Титова Г. С. на корабле-спутнике «Восток-2», ПРИКАЗЫВАЮ: 9 августа с. г. в 21.00 произвести салют 20 артиллерийскими залпами в столице нашей Родины - Москве, столицах союзных республик и городах-героях. Министр обороны СССР Маршал Советского Союза Р. МАЛИНОВСКИЙ

МИТИНГ НА КРАСНОЙ ПЛОЩАДИ

РЕЧЬ ТОВАРИЩА Г. С. ТИТОВА

Дорогие товарищи, друзья! Дорогой Никита Сергеевич! Счастлив доложить…, что полет на космическом корабле-спутнике «Восток-2» в просторы Вселенной успешно завершен. (Аплодисменты). Этот корабль, созданный гением советского человека, совершил за 25 часов свыше семнадцати оборотов вокруг нашей планеты и благополучно возвратился на нашу прекрасную советскую землю. (Аплодисменты). … В дни подготовки, непосредственно перед стартом, и особенно во время пребывания в космосе, когда корабль-спутник с невиданной скоростью в течение суток облетал Землю, я думал о том, чтобы с честью выполнить задание Родины, задание партии. Чувство радости и гордости охватывает меня - почетное задание выполнено полностью. Нашей Родиной сделан новый шаг в освоении космоса. (Аплодисменты). Новый успешный полет в космос, в подготовку которого вложили свой разум и сердце многие тысячи ученых, инженеров, техников, рабочих, еще раз показал всему миру, на что способен великий советский народ. (Аплодисменты). И как не гордиться нам, советским людям, своей любимой Родиной, которая за короткий исторический срок шагнула от отсталости и разрухи… к вершинам науки и техники, к звездам. (Аплодисменты). Советский Союз открыл новую эру в прогрессивном развитии человечества. Мы по праву гордимся, что космические корабли стартуют с советских космодромов. (Бурные аплодисменты). Мы гордимся тем, что наши достижения в освоении космоса служат интересам всего человечества, интересам мира. (Бурные аплодисменты). Мы используем беспримерную по своей мощи ракетную технику для научных целей, во имя прогресса. (Бурные аплодисменты). … Космический корабль «Восток-2» - замечательный корабль. Он оснащен первоклассной, безупречной техникой, совершенной аппаратурой, действовавшей на протяжении 25 часов 18 минут полета безотказно. (Аплодисменты). Хочется крепко обнять каждого из творцов это изумительной техники. За семнадцать с половиной оборотов корабля вокруг Земли я имел возможность сделать весьма ценные наблюдения, имеющие большое научное и познавательное значение. Действия всех систем корабля, включая и систему его посадки, полностью автоматизированы. Возможен переход и на ручное управление, при этом корабль управляется легко и надежно. (Аплодисменты). Это позволяет космонавтам производить посадку корабля-спутника в любой точке земного шара. (Продолжительные аплодисменты). Я рад доложить, что корабль-спутник «Восток-2» совершил посадку в точно заданном районе. Радиосвязь работала так хорошо, что на всем протяжении полета в каждой точке орбиты я мог держать связь с моей любимой Родиной. (Бурные аплодисменты). При каждом новом витке вокруг Земли я всегда узнавал свою могучую Роднну по ее необъятным просторам. Днем я хорошо видел континенты, ярко выраженные очертания гор и океанов, а в ночное время видел огни больших городов. (Аплодисменты). Самочувствие, как вы знаете, на всем протяжении полета было отличное, работоспособность - нормальная, впечатления - огромные. (Бурные аплодисменты). На всем пути полета я ощущал заботу дорогой Отчизны, меня согревали теплота и ласка всего советского народа. Приветственная телеграмма Никиты Сергеевича Хрущева, поступившая на борт корабля, придала мне новые силы для успешного осуществления длительного и сложного космического полета. (Продолжительные аплодисменты). Спасибо Вам, Никита Сергеевич, спасибо вам, все советские люди, за ваше внимание, за вашу заботу и ласку. (Аплодисменты). … Еще раз большое сердечное спасибо вам, дорогие товарищи москвичи, за теплую, душевную встречу. (Продолжительные аплодисменты).
СООБЩЕНИЯ ТАСС

ТАК СОВЕРШАЛСЯ БЕСПРИМЕРНЫЙ ПОДВИГ

СТАРТ

6 августа 1961 года в 9 часов московского времени в Советском Союзе произведен новый запуск на орбиту спутника Земли космического корабля «Восток-2». Корабль «Восток-2» пилотируется гражданином Советского Союза летчиком-космонавтом майором товарищем Титовым Германом Степановичем. Задачами полета являются: - исследование влияния на человеческий организм длительного полета по орбите и последующего спуска на поверхность Земли; - исследование работоспособности человека при длительном пребывании в условиях невесомости. По предварительным данным, корабль-спутник выведен на орбиту, близкую к расчетной, с параметрами: - минимальное удаление от поверхности Земли (в перигее) равно 178 километрам; - максимальное удаление (в апогее) составляет 257 километров; - угол наклона орбиты к экватору 64 градуса 56 минут. Начальный период обращения корабля-спутника составляет 88,6 минуты. Вес космического корабля-спутника «Восток-2», без учета веса последней, ступени ракеты-носителя, составляет 4.731 килограмм. С летчиком-космонавтом тов. Титовым установлена и поддерживается двухсторонняя радиосвязь. На борту корабля установлен также передатчик «Сигнал», работающий на частоте 19,995 мегагерц. Бортовые системы, обеспечивающие жизнедеятельность летчика-космонавта, функционируют нормально. Самочувствие летчика-космонавта товарища Титова Германа Степановича хорошее. Полет советского космического корабля, управляемого человеком, протекает успешно.

ВТОРОЙ ОБОРОТ ВОКРУГ ПЛАНЕТЫ

На втором обороте вокруг Земли космонавт майор Титов с борта космического корабля-спутника «Восток-2» передал ряд сообщений, свидетельствующих о том, что полет проходит успешно. Конструкция корабля-спутника и его оборудование работают нормально. Самочувствие товарища Титова отличное. Двухсторонняя радиотелефонная связь с космонавтом на ультракоротких и коротких волнах проходит хорошо. По телевизионным линиям с Земли ведется наблюдение за космонавтом и его работой с приборами. Пролетая над Африкой, майор Титов с борта корабля-спутника «Восток-2» передал приветствие народам Африки. Телеметрическими измерениями ведется контроль за состоянием космонавта и за работой оборудования корабля. По показаниям приборов, состояние космонавта хорошее, частота пульса 88 ударов в минуту, частота дыхания 15 - 18 в минуту. Внутри кабины поддерживаются нормальные условия для жизнедеятельности. Пролетая над территорией Советского Союза в 10 часов 38 минут московского времени, летчик-космонавт тов. Титов Герман Степанович передал приветствие Центральному Комитету КПСС, Советскому правительству и лично Никите Сергеевичу Хрущеву: Москва, Кремль Докладываю с борта советского космического корабля «Восток-2» ЦК КПСС, Советскому правительству и лично Никите Сергеевичу Хрущеву: полет советского космического корабля «Восток-2» проходит успешно. Все системы корабля функционируют нормально. Самочувствие хорошее. Прошу передать сердечный привет всему советскому народу. Космонавт ТИТОВ. Товарищ Н. С. Хрущев направил космонавту Г. С. Титову следующую радиограмму: Борт космического корабля-спутника «Восток-2», товарищу Г. С. ТИТОВУ Дорогой Герман Степанович! Только что получил Вашу телеграмму с борта космического корабля-спутника «Восток-2». Все советские люди бесконечно рады успешному полету, гордятся Вами. Сердечно поздравляю Вас… Ждем Вашего возвращения на Землю. Обнимаю. Н. ХРУЩЕВ 6 августа 1961 года. В 11 часов 48 минут (московское время) корабль-спутник «Восток-2» закончил второй оборот вокруг Земли и начал третий оборот.

ТРЕТИЙ ОБОРОТ

Полет советского космического корабля-спутника «Восток-2» с космонавтом товарищем Титовым на борту протекает успешно, в соответствии с программой. В настоящее время космический корабль-спутник совершает третий оборот вокруг Земли. С космонавтом поддерживается двухсторонняя радиосвязь на коротких и ультракоротких волнах. Принятые телевизионные изображения космонавта, телеметрическая информация о его состоянии и о климатических условиях в кабине корабля-спутника свидетельствуют о нормальном протекании полета космонавта. Самочувствие товарища Титова отличное. Полетное задание выполняется космонавтом майором Титовым в соответствии с программой. Полет в космосе продолжается. Во время третьего оборота, пролетая над Европой, майор Титов передал с борта корабля-спутника приветствие народам Советского Союза и Европы. В конце третьего витка, с 12 часов 30 минут до 13 часов, товарищ Титов обедал. Обед космонавта состоял из трех блюд. В конце обеда космонавт передал: «Пообедал, самочувствие отличное».

ЧЕТВЕРТЫЙ ОБОРОТ

Во время четвертого витка корабль-спутник пролетел над Мадридом, Парижем, Копенгагеном, Ленинградом, Улан-Удэ, Шанхаем, Сиднеем. В начале четвертого витка, в соответствии с программой полета, у космонавта был часовой отдых. После отдыха космонавт провел физзарядку и приступил к дальнейшему выполнению работ, предусмотренных полетным заданием. В конце оборота, находясь над Южной Америкой, майор Титов передал приветствие народам Южной Америки. В докладах, переданных с борта корабля-спутника «Восток-2», майор Титов сообщает о безотказном функционировании всей аппаратуры, установленной на корабле. В течение часа он производил испытания системы ручного управления кораблем-спутником. После окончания испытаний он доложил о хорошей управляемости корабля-спутника при маневрировании с помощью ручного управления.

ПЯТЫЙ ОБОРОТ

За семь часов полета вокруг земного шара советский космический корабль «Восток-2» пролетел 200 тысяч 400 километров. При полете на пятом обороте космонавт майор Герман Степанович Титов сообщил: 15 часов 07 минут. «На борту порядок, самочувствие отличное», 15 часов 08 минут: «Программа четвертого витка выполнена полностью». 15 часов 30 минут: «Прохожу экватор, невесомость переношу отлично». При полете над территорией Советского Союза по радиотелевизионной системе поступали изображения, показывающие спокойное и улыбающееся лицо советского космонавта; по многоканальной радиотелеметрической системе продолжала поступать обширная информация научного характера, а также подробные данные о функционировании систем корабля-спутника «Восток-2». Пролетая над Гуанчжоу, майор Титов передал приветствие народам Азии, а пролетая над Мельбурном, передал приветствие народу Австралии.

ШЕСТОЙ ОБОРОТ

За восемь с половиной часов полета космический корабль «Восток-2» пролетел 238 тысяч 400 километров и в 17 часов 42 минуты завершил шестой оборот вокруг Земли. В 16 часов 55 минут на борт космического корабля «Восток-2» космонавту товарищу Титову была передана радиограмма от летчика-космонавта СССР Юрия Алексеевича Гагарина: «Дорогой Герман! Всем сердцем с тобою. Обнимаю тебя, дружище. Крепко целую. С волнением слежу за твоим полетом, уверен в успешном завершении твоего полета, который еще раз прославит нашу великую Родину, наш советский народ. До скорого свидания. Твой Юрий Гагарин». Товарищ Титов подтвердил получение приветствия товарища Гагарина и выразил ему сердечную, дружескую благодарность. В 17 часов космонавт поужинал. Продолжая космический полет на корабле «Восток-2», Герман Степанович Титов к 18 часам 00 минут шестой раз облетел Землю. Космонавт вновь включал ручное управление, и корабль послушно следовал за движением руки пилота.

СЕДЬМОЙ ОБОРОТ

В 17 часов 42 минуты космический корабль «Восток-2» начал седьмой оборот вокруг Земли. Полет космического корабля «Восток-2» продолжается. В 18 часов 15 минут московского времени космонавт Герман Степанович Титов, пролетая над Москвой, сообщил: «Дорогие москвичи! В кабине все по-прежнему. Давление нормальное, отличное давление. Влажность 70 процентов. Температура 18 градусов Цельсия. Полнейший комфорт. Полнейший комфорт. Вам этого желать только остается. Все идет хорошо. Все идет отлично. Прошу передать дорогим москвичам спокойной ночи. Я сейчас ложусь спать. Как хотите вы, а я ложусь спать». В соответствии с программой полета с 18 часов 30 минут 6 августа до 2 часов 7 августа космонавту отводится время на отдых и сон, поэтому двухсторонняя радиосвязь с ним временно прекращена. Радиотелеметрический контроль за работой аппаратуры корабля-спутника, аппаратурой обеспечения жизнедеятельности и состояния космонавта продолжается. По последним данным радиотелеметрического контроля, пульс космонавта во время сна нормальный - 58 ударов в минуту.

ДЕСЯТЫЙ ОБОРОТ

К 23 часам 45 минутам корабль-спутник «Восток-2» совершил десять оборотов вокруг Земли и пролетел 410 тысяч километров, что больше расстояния до Луны. По данным радиотелеметрических измерений, аппаратура корабля функционирует нормально. Состояние космонавта хорошее. На 23 часа 26 минут московского времени частота пульса 58 ударов в минуту. Полет советского корабля-спутника «Восток-2» продолжается успешно.

ДВЕНАДЦАТЫЙ ОБОРОТ

Летчик-космонавт Герман Степанович Титов на космическом корабле «Восток-2» к 3 часам московского времени 7 августа 1961 года совершил 12 оборотов, пролетев 537 тысяч 300 километров. Параметры орбиты космического корабля продолжают оставаться близкими к расчетным. Космонавт проснулся в 2 часа 37 минут и начал выполнять работу по графику. С борта корабля «Восток-2» майор Титов сообщил, что спал хорошо, все оборудование корабля работает нормально, в кабине поддерживаются заданные гигиенические условия, самочувствие отличное. Во время сна частота пульса у космонавта находилась в пределах от 53 до 67 ударов в минуту.

ПЯТНАДЦАТЫЙ ОБОРОТ

Продолжая космический полет на корабле-спутнике «Восток-2», космонавт майор Титов Герман Степанович к 6 часам московского времени вышел на 15-й оборот вокруг Земли. Самочувствие космонавта остается отличным. Хорошо позавтракав в 5 часов 45 минут, космонавт продолжает работы, предусмотренные программой научных исследований. На борту космического корабля-спутника «Восток-2» установлена многочисленная аппаратура. В ее состав входят радиотехническая система траекторных измерений; многоканальные телеметрические системы, обеспечивающие объективное наблюдение за состоянием космонавта и контроль работы всех бортовых устройств; приемно-передающая коротковолновая и ультракоротковолновая аппаратура связи, включающая бортовой магнитофон, предназначенный для записи речи космонавта и автоматического ускоренного считывания записи по команде с Земли. Во время отдыха космонавту предоставлена возможность пользоваться широковещательным приемником для приема передач на средних и коротких волнах. На борту установлена разнообразная научная аппаратура. Для получения дополнительных данных по изучению влияния космической радиации на живые организмы на борту находятся биологические объекты. Во время полета наблюдение за землей и небом производится через три иллюминатора. Космонавт имеет возможность пользоваться при желании оптическим прибором 3- и 5-кратного увеличения. Полет корабля-спутника «Восток-2» происходит в полном соответствии с заданной программой.

ШЕСТНАДЦАТЫЙ ОБОРОТ

К 8 часам 20 минутам московского времени корабль-спутник «Восток-2» заканчивал свой 16-й оборот вокруг Земли. За это время космонавт майор Титов пролетел 654.800 километров.

ЗДРАВСТВУЙ, ЗЕМЛЯ!

Советский космический корабль-спутник «Восток-2», пилотируемый космонавтом майором Титовым Германом Степановичем, совершил более 17 оборотов вокруг земного шара в течение двадцати пяти часов восемнадцати минут и пролетел свыше семисот тысяч километров. В связи с успешным завершением программы научных исследований в соответствии с утвержденным полетным заданием была произведена посадка корабля-спутника «Восток-2» в заданном районе Советского Союза, вблизи исторического места посадки корабля-спутника «Восток-1» 12 апреля 1961 года с пилотом-космонавтом майором Юрием Алексеевичем Гагариным. Товарищ Г. С. Титов здоров и чувствует себя отлично. Беспримерный в истории человечества длительный космический полет советского космонавта успешно завершен. Полученные результаты исследований открывают широкие перспективы дальнейшего развития космических полетов человека.

РАССКАЗЫВАЕТ КОСМОНАВТ

Утро. Журналисты, готовящиеся атаковать Германа Титова, - у домика, где он поселился после полета. До начала пресс-конференции еще далеко. Но никто не рискует и шага сделать в сторону: а вдруг он случайно выйдет. Но нет. По счастью, свободным оказался врач, который был с ним до полета и сейчас здесь наблюдает за состоянием здоровья космонавта. В тени дерева, сама собой складывается пресс-конференция врача. Ее тема: «Жизнь Германа Титова за сутки до полета и сутки после приземления». Из домика, где живет Герман Титов, выходит первый космонавт - Юрий Гагарин. Он уже прилетел сюда и помогает организовать встречу своего товарища с журналистами. В небольшом зале на этот раз уже больше народу, чем на пресс-конференции Юрия Гагарина. Стоя аплодируют журналисты герою Герману Титову. Он выглядит свежим, хорошо отдохнувшим. Кстати, мне по секрету рассказал один из здешних товарищей, что еще вчера вечером Герман решил «размяться» и для этого побегал по лестнице вверх и вниз. «По дорожке, - сказал он, - надо долго бегать, чтобы устать», Герман Титов и ведущий встречу Юрий Гагарин занимают места. Вопросы уже заготовлены, и все торопливо, боясь пропустить хоть слово, записывают ответы. Летчик-космонавт Герман Степанович Титов проводит свою первую пресс-конференцию после возвращения из полета. Вопрос. Ваше самочувствие сейчас, после полета? Ответ. Самочувствие мое, как вы и сами видите, отличное. Вчера после приземления меня здесь очень тепло встретили товарищи. Я хорошо отдохнул, чувствую себя по-настоящему хорошо и снова готов к работе. Вопрос. Ваша первая мысль, ваше первое чувство, когда вы спустились на Землю? Ответ. Когда я приземлился и сел, у меня было такое чувство, что вот та работа, которая была мне поручена, выполнена. Я думал и о том, что выполнено задание, в котором участвовал не только я, но и многие-многие люди, готовившие полет корабля «Восток-2». Вот это чувство выполненного долга наполнило меня радостью. Как только я приземлился, ко мне подбежали товарищи, наши советские люди. Они горячо поздравили меня с окончанием полета. Мне пришлось тут же выступить на маленьком, стихийно возникшем митинге. И я на этом митинге сердечно поблагодарил всех за теплый прием, который мне был оказан на месте приземления. Я, - шутит Герман Титов, - поблагодарил тамошних колхозников за хорошую работу. Земля у них была отлично вспахана, и приземление мое было очень мягким. Вопрос. Сколько раз вы встречали в полете переход от дня к ночи? Ответ. Это легко подсчитать. На каждом витке - один раз день и один раз ночь. Всего получается 17 дней и 17 ночей. Вот сколько смен дня и ночи произошло за одни сутки моего полета на корабле «Восток-2». Вопрос. Расскажите о том, как вы взяли управление кораблем на себя? Ответ. Ручное управление космическим кораблем я взял на себя согласно программе в 10 часов. Мой корабль - очень умная машина, и управлять им было легко. Можно было его ориентировать в любом направлении и направлять куда нужно и куда нужно садиться. Когда в моих руках было управление кораблем, я чувствовал себя настоящим пилотом. Первое впечатление от ручного управления очень хорошее. Вопрос. Что вы скажете о тех, кто создал корабль «Восток-2»? Ответ. Я прежде всего должен сказать о конструкторах замечательной машины «Восток-2». Это не только очень талантливые, но и очень душевные люди. Они во многом мне помогли в период подготовки к полету. Несмотря на свою занятость, они всегда находили время, чтобы поговорить со мной и помочь разобраться в тех вопросах, которые были мне не вполне ясны. Я пользуюсь случаем поблагодарить всех создателей корабля «Восток-2» за их дружескую и товарищескую помощь. Я хорошо знаю, что по существу весь наш народ готовил этот полет. На корабле очень много систем, и все они сделаны руками наших рабочих, инженеров, ученых - многих и многих советских людей. Мне хочется высказать самую горячую и душевную благодарность всем, кто трудился ради того, чтобы корабль «Восток» мог совершить свой космический полет. Это чувство благодарности я испытывал и в кабине корабля. И это чувство усиливало мое желание выполнить задание, которое я получил, на отлично. Вопрос. Как сложна профессия космонавта, знание каких отраслей науки и техники вам понадобилось в полете? Ответ. Каждая профессия интересна и важна. Если человек трудится по призванию, любой труд - большой или маленький - становится для него радостью. Космонавт - это новая профессия. Юрий Алексеевич Гагарин - первый ее представитель. Я должен сказать, что знания нужны везде, чем бы человек ни занимался. И можно совершенно твердо сказать: чем больше будет знать космонавт, тем лучше для него, тем легче ему будет работать, тем успешнее он будет выполнять задания. Какие знания прежде всего нужны космонавту? Это - астрономия, биофизика, механика - небесная и простая. Короче, много должен знать космонавт, так будет лучше для дела. Вопрос. Какое время полета самое трудное: старт или финиш? Ответ. Я бы не стал специально выделять трудности полета, связанные со стартом и финишем. Каждый период полета: и старт, и состояние невесомости, и спуск - имеет свои трудности, каждый из них своеобразен и требует от космонавта определенного умения. Вопрос. Расскажите, как вы работали и чувствовали себя в состоянии невесомости? Каковы были ваши ощущения при выходе из этого состояния? Ответ. Невесомость - это необычное состояние. Юрий Гагарин первым испытал его. И рассказал о нем хорошо и подробно. Это состояние не нарушает работоспособности человека. Мне пришлось быть «невесомым» очень много времени. Но, успешно выполнив все задания полета, я могу сделать только один вывод: невесомость не мешает космонавту работать. Сейчас собраны научные данные о состоянии организма во время невесомости. Эти данные обрабатываются. Надо сказать, что никаких особых происшествий невесомость на моем корабле, не вызвала. Вообще говоря, в космосе никаких резких перемен нет. Скорости большие, торопиться некуда... - смеется Герман Титов. Вопрос. Как вам спалось во время полета? Снилось ли что-нибудь? Ответ. Сплю я вообще очень хорошо и никогда снов не вижу. В полете я спал по программе. И даже немного больше, чем нужно. Это вышло по моей вине. Сон был хорошим, так что после приземления я поспал еще полтора часа и чувствую себя великолепно, так же, как и в любой обычный день. Вопрос. Что вы видели во время полета? Какими выглядели Земля, небо, звезды, Солнце? Ответ. Из иллюминаторов моего корабля я видел очень много. Земля замечательно красива с высоты полета. И, кстати, - в этом я убедился своими глазами - она имеет форму шара. Голубые ореолы на горизонте действительно непередаваемо красивы. Звезды с корабля кажутся более яркими, нежели когда мы смотрим на них с Земли, а Солнце очень яркое, на него смотреть нельзя. Вопрос. Удалось ли вам видеть Луну? Ответ. Луну я видел дважды. Она, кстати говоря, в ущербе. И выглядит точно так же, как с Земли. Когда я смотрел на Луну, мне вспомнился Гоголь. В космосе Луна выглядит совершенно как в его описании. И все это потому, что кажется, будто корабль неподвижен, а Луна плывет мимо него. Вопрос. Совпадают ли ваши впечатления и ощущения с теми, что испытал Юрий Гагарин? Ответ. То, что пришлось мне ощутить и почувствовать во время космического полета, полностью совпадает с впечатлениями, о которых рассказывал мой товарищ Юрий Алексеевич Гагарин. Главное, что оба мы вынесли из наших полетов, - это представление о невесомости и уверенность в том, что она не мешает ни жить, ни работать. Есть, правда, небольшие особенности, которые она создает, но помехой они быть не могут. Вопрос. Какие широковещательные радиопередачи с Земли вы слушали в полете? Что вам особенно понравилось? Ответ. Когда я уже летел, то слушал по широковещательной радиостанции сообщение ТАСС о моем полете. Хорошо помню, как Левитан читал это сообщение, говорил о запуске корабля, о том, что ведет этот корабль гражданин Советского Союза Титов. Потом зачитали мое заявление перед стартом. Его я хорошо знал и переключил радиоприемник. Во время полета я ловил многие станции мира, попадались мне зарубежные радиостанции, которые вели передачу на русском языке. Много раз я ловил Москву, музыку, которую она передавала. Я очень люблю вальсы Штрауса и с удовольствием слушал их. Слушал песни о Москве, о Родине, Марш энтузиастов. Нашу народную песню «Посеяли лебеду на берегу». Пожалуй, лучше всего запомнился мне Марш энтузиастов. Хотя я его и знаю давно, но очень радостно было слышать его во время полета. Вопрос. Мы знаем, что вы любите музыку и сами играете. Кто ваш любимый композитор и какие ваши любимые произведения? Ответ. Музыку я вообще очень люблю. Но больше всего мне по душе Глинка и Чайковский. А особенно опера «Руслан и Людмила» - может быть, потому, что еще в детстве я полюбил эту чудесную сказку Пушкина. Вопрос. Слышали ли вы, находясь в корабле «Восток-2», приветствия с Земли? Ответ. Конечно! На втором витке я доложил Центральному Комитету о том, как проходит мой полет. Получил я телеграмму от Никиты Сергеевича Хрущева, потом от Юрия Гагарина, от товарищей. Телеграмма Никиты Сергеевича растрогала меня до слез. Я тут же составил ему ответ. Все, что было на душе, то и сказал. Вопрос. Как вы стали летчиком и космонавтом? Что послужило толчком к этому? Ответ. Ответить на вопрос, как я стал летчиком, не просто. Выбор профессии - большое дело для каждого человека. Я не хочу говорить, что чуть ли не с детства мечтал быть пилотом, но скажу, что действительно с детства очень люблю технику. Вначале я освоил специальность шофера. Потом, когда представилась возможность стать пилотом, я без колебаний пошел в летное училище. А когда дело подошло к тому, чтобы мне готовиться к космическим полетам, я начал это с большой радостью, Вопрос. ЦК КПСС принял вас в члены партии. Что вы скажете по этому поводу? Ответ. Да, меня приняли в члены Коммунистической партии Советского Союза. Я хочу поблагодарить Центральный Комитет за это и хочу заверить, что не пожалею сил, чтобы работать так, как должен работать коммунист. Вопрос. Что бы вы хотели передать читателям наших газет? Ответ. Мне хочется пожелать читателям «Известий» и других газет, как и всем нашим советским людям, большого успеха в их работе на благо Родины, хочется пожелать большого счастья в жизни. Г. ОСТРОУМОВ, спец. корр. «Известий».

СУТКИ, ВОСХИТИВШИЕ МИР

Эти двадцать пять часов беспримерного космического полета майора Титова потрясли мир. Ритм воскресного дня, когда был дан старт великому звездному пути корабля «Восток-2», оказался нарушенным. Весь мир заговорил о новой блестящей победе советской науки и техники, весь мир повторял имя нового космонавта Германа Степановича Титова, весь мир обращал восхищенные взоры к Советскому Союзу — стране, где мечты человечества волею народа, гением партии становятся явью. Стучали телетайпы и телеграфные аппараты крупнейших информационных агентств, срочно верстались экстренные выпуски газет, радио то и дело прерывало свои передачи, чтобы сообщить о том, как проходил этот изумительный полет. И навстречу этому потоку сообщений двигалась лавина откликов. И так во всех странах, на всех континентах. Поток телеграмм, откликов, заявлений... Его не уместить, и в тысячах томов. Мы взяли только малую часть из этого потока, ту, что принесли радио и телеграф по горячим следам всемирно-исторического события. — Эти дни отмечены многими большими и волнующими событиями, — сказал первый секретарь Центрального Комитета Венгерской социалистической рабочей партии товарищ Янош Кадар…. — Накануне Никита Сергеевич Хрущев говорил мне о том, что ключ от космоса находится в кармане у советских ученых... И вот люди советской науки вновь открыли перед человечеством дверь в космические дали. Это замечательно, и для характеристики этого события нелегко подобрать нужные слова! Сердцем мы сейчас там, в просторах космоса, вместе с отважным советским космонавтом, совершающим свой беспримерный путь вокруг земного шара. … — Победы советской науки открывают перед нами, — продолжает тов. Янош Кадар, — новые прекрасные горизонты. И мы верим, что человечество достигнет новых успехов в своем стремлении овладеть силами природы. Советский народ уверенно ставит эти силы на службу человеку. … — Я восхищен подвигом майора Германа Титова, — говорит Янош Кадар. — Я желаю ему успехов в его благородном деле, желаю личного счастья. Передайте мой сердечный привет его семье. Она с полным правом может и должна гордиться, что вырастила и воспитала такого человека для Советской Родины, для всего человечества. … — Сейчас мы будем ждать к себе в гости двух космонавтов — Юрия Гагарина и Германа Титова. Каждый из нас будет рад крепко пожать руку героям, обнять их. Пусть эти мои слова будут приняты как самое дружеское приглашение Герману Титову посетить нашу страну. — Еще раз от всего сердца, — говорит в заключение Янош Кадар, — поздравляю советский народ с беспримерным подвигом его верного сына. Его подвиг — это подвиг во имя счастья человечества! • Запуск в Советском Союзе еще одного космического корабля с человеком на борту — волнующая и радостная весть. Этот быстрый прогресс в области космических путешествии открывает перед нами новые перспективы и учит нас, что война на нашей маленькой планете — это безумие. Я шлю мои поздравления замечательным ученым, благодаря которым достигнуты эти успехи, и доблестному космонавту майору Титову, пилотирующему космический корабль вокруг Земли, ДЖАВАХАРЛАЛ НЕРУ, премьер-министр Индии. Дели. Я уверен, что, приветствуя советских ученых, инженеров, космонавта Титова и весь советский народ в связи с успешным полетом «Востока-2», я выражаю не только свое личное мнение, но также и мнение своих сограждан-американцев. Это огромное достижение подчеркивает быстрое изменение характера всего мира, которое может иметь единственным логическим следствием уничтожение войны на земном шаре. Человечество сейчас обладает способностью либо уничтожить земной шар, либо ликвидировать войну и увеличить благосостояние и счастье мужчин, женщин и детей повсюду. Нужно, чтобы великие державы заключили международные соглашения, ведущие к разоружению и постоянному миру. Организация мирового сообщества на основе принципов свободы и справедливости, на основе права и взаимного доверия возможна. Полет «Востока-2» служит нам дополнительным напоминанием о том, что это необходимо для того, чтобы человечество уцелело. ЛАЙНУС ПОЛИНГ, американский ученый, лауреат Нобелевской премии. • Научный вклад России в завоевание космоса вызывает у нас восхищение. Полет советского космического корабля «Восток-2» — еще один шаг вперед. Я уверен, что точно таких же взглядов придерживается президент Кеннеди, и уверен также и в том, что это событие еще больше усиливает необходимость определенных международных акций, имеющих целью договориться об использовании космоса в мирных целях и не допустить распространения гонки вооружений на эту область. ЭДЛАЙ СТИВЕНСОН, постоянный представитель США в ООН. • Успех «Востока-2» является естественным продолжением полета Гагарина и новой яркой демонстрацией высокого уровня развития советской науки и техники. Я не удивлен запуском в космос второго советского человека. Я думаю, что одна из величайших опасностей в мире сегодня — это появление сомнения в достижениях и силе русских в науке и технике. Профессор БЕРНАРД ЛОВЕЛЛ, директор обсерватории «Джодрелл бэнк», Лондон. • Президент Академии наук Китая Го Мо-жо направил президенту Академии наук СССР М. В. Келдышу телеграмму, в которой горячо приветствует успешный запуск космического корабля «Восток-2». В телеграмме говорится: «Я с большой радостью узнал, что 6 августа в Советском Союзе был успешно запущен космический корабль «Восток-2» с человеком на борту. Успешное выполнение задач полета корабля «Восток-2» явится важным вкладом в дело космических полетов человека. От имени китайских ученых шлю вам, советским ученым, инженерам и рабочим, а также летчику-космонавту, пилотирующему корабль «Восток-2», майору Г. С. Титову самые горячие поздравления. Желаю советским ученым непрерывных, еще более блестящих успехов в великом деле покорения космического пространства». ГО МО-ЖО, президент Академии наук КНР. • Мы очень взволнованы новым прекрасным достижением советской науки и рады, что полет Титова совпал с приездом нашей делегации в Москву на предстоящий Международный биохимический конгресс. Французские ученые поздравляют советских коллег с успехом, который будет иметь большое значение для прогресса науки. ЖАН ЭМИЛЬ КУРТУА, профессор биохимии Парижского университета. • От имени ученых ОАР я горячо поздравляю своих советских коллег и майора Титова с этим новым выдающимся успехом в покорении космоса. Тот небольшой разрыв, с которым советским ученым удалось запустить в космос второй космический корабль с человеком на борту после триумфального запуска 12 апреля, является неоспоримым доказательством высокого уровня и превосходства советской науки и техники в области космонавтики. Новое качественное достижение советской науки в покорении космоса очевидно. Нет никакого сомнения, что эти ценные эксперименты советских ученых явятся огромным вкладом в сокровшиницу мировой науки и принесут неоценимую пользу человечеству. Мы уверены, что этот великий успех послужит прогрессу и миру. АХМЕД РИАД, директор Национального научно-исследовательского центра ОАР. • Премьер-министр Австралии Мензис тепло отозвался о запуске второго советского космонавта на орбиту вокруг Земли. Он заявил, что вывод на орбиту вокруг Земли нового советского космонавта является «блестящим достижением русского народа, с которым его следует поздравить». Мензис сказал, что «отвага такого человека, как майор Титов, весьма велика». БИБЛИОТЕКА «ИЗВЕСТИЙ» СПЕЦИАЛЬНЫЙ ВЫПУСК 700 ТЫСЯЧ КИЛОМЕТРОВ В КОСМОСЕ М., «Известия», 1961, 192 с. с ил л. Составители В. Гольцев, Д. Мамлеев. Редактор Н. Шумилов Технический редактор В. Власова. * * * Б 00646. Подписано в печать 10. VIII-61 г, Формат 70Х1081/32. Бум, л. 3. Печ. л. 6. Усл. печ. л. 8,22. Уч.-изд. л. 7,33. Зак. 1421. Тираж 250.000 (3-й завод 100.001-250.000). Цена 10 коп. Типография «Известий Советов депутатов трудящихся СССР» имени И. И. Скворцова-Степанова. Издательство «Известия Советов депутатов трудящихся СССР». Москва, пл. Пушкина, 5. Источник: http://epizodsspace.testpilot.ru/bibl/titov-g/700000-iz/01.html Биография Германа Степановича Титова Статус – летчик-космонавт СССР, 1-й набор ВВС Порядковый номер 2 – (2) Количество полетов – 1 Продолжительность полетов - 1 сутки 01 час 18 минут. Герман Степанович Титов родился 11 сентября 1935 года в селе Верхнее Жилино Косихинского района Алтайского края, РСФСР. Отец, Титов Степан Павлович, работал учителем в сельской школе, мать, Титова Александра Михайловна, была домохозяйкой. В 1953 году Герман Титов окончил Налобихинскую среднюю школу. В 1955 году окончил 9-ю Военную авиационную школу первоначального обучения летчиков ВВС в городе Кустанай Казахской ССР. В 1957 году окончил Сталинградское ВАУЛ им. Краснознаменного сталинградского пролетариата в городе Новосибирск, получил диплом с отличием и квалификацию «военный летчик». С 1 сентября 1961 по 6 января 1968 года проходил обучение в Военно-воздушной инженерной академии (ВВИА) им.Н.Е.Жуковского, по специальности «Пилотируемые воздушные и космические летательные аппараты и двигатели к ним». По её окончании получил квалификацию «летчик-инженер-космонавт». В 1972 году с отличием окончил Военную академию Генерального штаба (ВАГШ) Вооруженных Сил СССР им.К.Е.Ворошилова. По окончании получил квалификацию «офицер с высшим военным образованием». 31 января 1980 защитил диссертацию в ВАГШ им.К.Е.Ворошилова и получил степень кандидата военных наук. Позднее защитил докторскую диссертацию. Профессиональная деятельность: С 1993 по май 1995 года работал заместителем председателя совета Российского центра конверсии аэрокосмического комплекса. С 1993 по май 1995 года работал заместителем председателя совета Российского центра конверсии аэрокосмического комплекса. Воинская служба: С 5 ноября 1957 года – летчик 26-го гвардейского истребительного авиационного полка (ИАП) 41-й истребительной авиационной дивизии (ИАД) 76-й воздушной армии (ВА) Ленинградского военного округа (поселок Сиверский Гатчинского района Ленинградской области). С 28 октября 1959 до зачисления в отряд космонавтов – старший летчик в 103-м гвардейском ИАП той же дивизии. С 8 августа 1972 года – заместитель начальника 153-го Центра по управлению космическими аппаратами военного назначения Командно-измерительного комплекса (КИК) Главного управления космических средств (ГУКОС) МО СССР. С 1 июня 1973 года – заместитель, а с 4 июля 1979 года – первый заместитель начальника ГУКОС МО СССР по опытно-конструкторским и научно-исследовательским работам. В период с 21 июня 1974 по май 1979 года был заместителем председателя Государственной комиссии по проведению летно-конструкторских испытаний корабля 7К-С (позже 7К-СТ). В 1973-1991 являлся председателем нескольких государственных комиссий по испытаниям ракетно-космических систем, в частности ОПС «Алмаз» и РН «Зенит». С 12 июля 1986 года – первый заместитель начальника Управления начальника космических средств (УНКС) МО СССР. С 28 мая 1990 года помимо этого являлся и членом Военного совета УНКС МО СССР. 27 октября 1991 года приказом МО СССР был уволен в запас с объявлением благодарности и вручением Благодарственной грамоты. Воинское звание: Лейтенант (11.09.1957). Старший лейтенант (16.10.1959). Капитан (18.04.1961). Майор (06.08.1961). Подполковник (19.02.1963). Полковник (16.08.1966). Генерал-майор авиации (25.04.1975). Генерал-лейтенант авиации (16.02.1979). Генерал-полковник авиации (17.02.1988), с 27.10.1991 - генерал-полковник запаса. Служба в отряде космонавтов и ЦПК: 25 января 1961 года был назначен на должность космонавта и получил квалификацию «космонавт ВВС». 11 сентября 1961 года назначен на должность заместителя командира 1-го отряда и одновременно – инструктора-космонавта отдела космонавтов ЦПК. 7 августа 1964 года был назначен инструктором-космонавтом 2-го отряда. 11 июля 1968 года назначен командиром 2-го отряда космонавтов и старшим инструктором-космонавтом. С 21 марта 1969 года – начальник 4-го отдела (программа «Спираль») ЦПК. 17 июня 1970 года отчислен из отряда космонавтов в связи с поступлением на очное отделение в Военную академию Генерального штаба Вооруженных Сил СССР. Космическая подготовка: 7 марта 1960 года приказом Главкома ВВС №267 зачислен слушателем-космонавтом в отряд космонавтов ЦПК ВВС. С 16 марта 1960 по 18 января 1961 года проходил общекосмическую подготовку. 17 и 18 января 1961 года сдал выпускные экзамены по ОКП и был зачислен на должность космонавта ЦПК ВВС. 11 октября 1960 года приказом Главкома ВВС №176 зачислен в группу для подготовки к первому пилотируемому полету на КК «Восток» вместе с Валерием Быковским, Юрием Гагариным, Григорием Нелюбовым, Андрияном Николаевым и Павлом Поповичем. С октября 1960 по апрель 1961 года проходил непосредственную подготовку к полету на КК «Восток» в составе группы. 8 апреля 1961 года решением Госкомиссии назначен запасным пилотом КК «Восток». 12 апреля 1961 года был дублером Юрия Гагарина. С мая по август 1961 года проходил непосредственную подготовку к полету на КК «Восток-2». Первый полет С 6 по 7 августа 1961 года в качестве пилота КК «Восток-2». Позывной: «Орел». Выполнил первый в мире космический полет длительностью более суток. Продолжительность полета составила 1 сутки 01 час 18 минут. В 1966 – 1970 годах проходил подготовку в группе по программе «Спираль». В 1967 в ходе подготовки по программе «Спираль» в ГКНИИ ВВС им.В.П.Чкалова в городе Ахтубинск Астраханской области принимал участие в испытаниях самолетов МиГ-21 и Су-7 (всех модификаций), Су-9, Су-11, Як-28, ЯК-25РВ и др. Общественно-политическая деятельность: С 1962 по 1970 год был депутатом Верховного Совета СССР. 14 мая 1995 года избран депутатом Государственной Думы I созыва (избран на освободившееся место как независимый кандидат). В декабре 1995 года избран депутатом Государственной Думы II созыва. В декабре 1999 года избран депутатом Государственной Думы III созыва от Коломенского избирательного округа №0107. В Думе работал в Комитете по промышленности, строительству, транспорту и энергетике. В Думе I созыва возглалвлял Координационный совет по программе «Москва-Санкт-Петербург» при Правительстве России. В Думе II и III созывов был членом Комитета по конверсии и наукоемким технологиям. 20 марта 1999 года избран президентом Федерации космонавтики РФ. Почетные звания: Герой Советского Союза (9 августа 1961 года). Летчик-космонавт СССР (1961) Герой Монгольской Народной Республики (10 декабря 1961). Герой Труда Демократической Республики Вьетнам (21 января 1962 года). Герой Народной Республики Болгарии (27 сентября 1962). Почетный радист (4 мая 1977) Заслуженный специалист ВС СССР (1991). Классность: Военный летчик 1-го класса (06.08.1961). Инструктор парашютно-десантной подготовки (ПДП) ВВС (10.11.1960). Космонавт 3-го класса (06.08.1961). Летчик-испытатель 3-го класса (14.08.1967). Награды: Награжден медалью «Золотая Звезда» Героя Советского Союза (9 августа 1961 года), двумя орденами Ленина (17 июня и 9 августа 1961 года), орденом Октябрьской Революции (21 февраля 1985), орденом Трудового Красного Знамени (15 января 1976), орденом «За заслуги перед Отечеством» III степени (Указ Президента РФ от 7 сентября 1995г. №906), медалью «За освоение целинных земель» (август 1961) и 9-ю юбилейными медалями. Награжден также медалью «Золотая Звезда» Героя Труда ДРВ (21 января 1962), орденом Хо Ши Мина (СРВ), орденом «Дружба» (СРВ), медалью «Золотая Звезда» Героя Социалистического Труда НРБ и орденом Георгия Димитрова (27 сентября 1962, НРБ), медалью «25 лет народной власти» (НРБ), медалью «Золотая Звезда» Героя МНР и орденом Сухэ-Батора (10 декабря 1961, МНР), орденом Карла Маркса (1 сентября 1961, ГДР), золотой медалью «За примерную работу» (4 сентября 1961, ГДР), орденом Звезды Индонезии II-й степени (9 января 1962), орденом Звезды Югославии с лентой (19 сентября 1962), орденом Звезды Румынии I-й степени (14 октября 1961), орденом Звезды Республики Конго (1965), орденом Дружбы и сотрудничества (1988, САР), медалью «30 лет победы над милитаристской Японией» (8 января 1976, МНР), медалью «100 лет со дня рождения Георгия Димитрова» (14 февраля 1983, НРБ). Именем Германа Титова назван кратер на Луне, подводная гора в Тихом океане, острова в Тонкинском заливе (Китай) и в заливе Ха Лонг (Вьетнам). Сейчас остров Титова, или Тип-топ, как называют его вьетнамцы, служит одной из туристических достопримечательностей залива. На его вершине, куда ведут три сотни ступеней, установили смотровую площадку и памятную табличку с объяснением необычного названия. В июне 2009 года – назван пассажирский лайнер А-320 авиакомпании «Аэрофлот – Российские авиалинии» (бортовой номер VQ-BCM, заводской номер MSN 3923). Премии: Ленинская премия (1988). Публикации: Автор книг «700 тысяч километров в космосе», «Семнадцать космических зорь», «Авиация и космос», «Голубая моя планета», «На звездных и земных орбитах». Дата и причина смерти: Умер 20 сентября 2000 года от сердечного приступа (сердечной недостаточности). Похоронен на Новодевичьем кладбище города Москвы.

ссылка на источник
    Комментарии (0)
    Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии!
     
    Виды космоса
    Галактика М93 (01)
    Галактика М93 (01)
    описание планеты Венера
    описание планеты Венера
    луноход фото
    луноход фото