Главная новости Семен Алексеевич Лавочкин – выдающийся создатель авиационной и ракетной техники (к 110 летию со дня рождения)

PostHeaderIcon Семен Алексеевич Лавочкин – выдающийся создатель авиационной и ракетной техники (к 110 летию со дня рождения)

09.09.2010:16.54
Генеральный конструктор и генеральный директор ФГУП «НПО им. С.А.Лавочкина» Виктор Хартов, (Специально для сайта Федерального космического агентства) 11 сентября 2010 года исполняется 110 лет со дня рождения выдающегося конструктора авиационной и ракетной техники Семена Алексеевича Лавочкина, имя которого, начиная с 1960 года, с гордостью и достоинством носит наше предприятие. Лавочкин Семен Алексеевич, член-корреспондент Академии наук СССР, генерал-майор инженерно-авиационной службы, дважды Герой Социалистического Труда (1943, 1956), четырежды лауреат Сталинской премии (1941, 1943, 1946, 1948), 1939-1960 гг. Главный, затем Генеральный конструктор - ответственный руководитель предприятия. Семен Алексеевич Лавочкин – яркий пример человека широкой эрудиции, высококлассного специалиста и руководителя. Обоснованно-новаторский стиль работы, поощряемый Семеном Алексеевичем, стал «визитной карточкой» возглавляемого им конструкторского коллектива. За два десятилетия (с 1939 г. по 1960 г.) возглавляемое С.А.Лавочкиным опытно-конструкторское бюро из небольшой группы конструкторов превратилось в одно из крупнейших и лучших авиационно-ракетных КБ страны. Под руководством Семена Алексеевича Лавочкина были разработаны и построены более 30-ти типов самолетов, из которых 10 выпускались серийно, и более 20-ти типов беспилотных летательных аппаратов. Многие из этих образцов имели приоритетное значение для обороны страны. За годы Великой Отечественной войны в ОКБ С.А.Лавочкина были разработаны более 10 экспериментальных и несколько серийных истребителей - Ла-5, Ла-5ФН и Ла-7. Эти машины были признаны одними из лучших самолетов Второй мировой войны. Серийный выпуск истребителей "Ла" был налажен на 5 заводах страны. Всего же с 1941 по 1945 г.г. в СССР с конвейеров сошли 22,5 тыс. истребителей конструкции Лавочкина. По сути, каждый третий советский самолет-истребитель того времени был "лавочкинский". Развитием винтомоторного Ла-7 стали в послевоенные годы последние поршневые цельнометаллические истребители Ла-9 и Ла-11. В конце 40-х, начале 50-х годов именно эти самолеты составляли костяк истребительной авиации СССР. Реактивный Ла-160 (1947 г.) стал первым в нашей стране самолетом со стреловидным крылом. Благодаря новому конструкторскому решению 26 декабря 1948 г. впервые в СССР на истребителе Ла-176 была достигнута скорость звука в полете со снижением. В 1954 г. С.А. Лавочкин начинает две крупнейшие работы: по созданию межконтинентальной гиперзвуковой крылатой ракеты "Буря" и, практически в то же время, по проектированию нового зенитного комплекса ПВО "Даль", основу которого составляли ракеты класса "земля-воздух" большой дальности для поражения высокоскоростных воздушных целей. В период 1951 - 1955 г.г. под руководством С.А.Лавочкина были разработаны и испытаны наземные ЗУР "205" - "215" и ракеты класса "воздух - воздух". В 1955 г. вокруг Москвы появились знаменитые защитные "кольца" - система ПВО "Беркут" - с лавочкинскими ракетами, которые несли боевое дежурство вплоть до начала 80-х годов. Именем Семена Алексеевича Лавочкина названы улицы в Москве и подмосковных Химках, в городах Волгоград, Смоленск и Липецк. Мы гордимся, что память о выдающемся конструкторе и незаурядном человеке живет сегодня в названии нашего предприятия. Гордимся, что, созданная С.А.Лавочкиным конструкторская школа продолжает существовать и развиваться. Космическая история ФГУП «НПО им. С.А.Лавочкина» насчитывает более 10 мировых приоритетных научно-технических достижений. В 2010 году исполняется 40 лет доставки на Землю впервые в мире в автоматическом режиме образцов лунного грунта (КА «Луна-16») и начала работы на поверхности естественного спутника Земли мобильной исследовательской, управляемой дистанционно с Земли, лаборатории – Лунохода-1 (КА «Луна-17»). Эти достижения до сих пор никем в мире не повторены. В текущем году - 40 лет успешной работы межпланетной станции «Венера-7», которая впервые осуществила мягкую посадку на поверхность планеты и передавала на Землю почти 30 минут научную информацию. Были измерены давление и температура атмосферы Венеры у поверхности. Богатейший опыт, накопленный за десятилетия космической деятельности сменяющими друг друга поколениями «лавочкинцев», высочайший интеллектуальный потенциал современной «проектно-конструкторской школы С.А. Лавочкина», развитой его последователями Г.Н. Бабакиным, С.С. Крюковым, В.М. Ковтуненко, С.Д. Куликовым и др. и ныне активно задействованы по многим основным направлениям Федеральной космической программы. Сегодня в НПО им.С.А.Лавочкина разрабатываются три новые орбитальные обсерватории - «Радиоастрон», «Всемирная астрономическая обсерватория» и «Спектр-РГ», работающие в различных диапазонах электромагнитного излучения. В рамках международного проекта «Союз в Гвианском космическом центре» НПО им. С.А. Лавочкина поставляет хорошо зарекомендовавший себя разгонный блок «Фрегат». Большое внимание сегодня уделяется космическим информационным системам, разрабатываемым предприятием. Для Росгидромета и Всемирной метеорологической организации ведется изготовление гидрометеорологическое космического комплекса "Электро". Космический комплекс «Электро» предназначен для анализа и прогноза погоды в региональном и глобальном масштабах, анализа и прогноза состояния акваторий морей и океанов, полетов авиации, мониторинга климата и глобальных изменений, экологического контроля окружающей среды и др. Предстоит обеспечить достижения новых целей исследовательской миссии в отношении планет Венеры и Марс, Луны. В настоящее время нашим предприятием с широкой научной и промышленной кооперацией в приоритетном порядке создается космический комплекс «Фобос-Грунт». Изучение марсианского спутника Фобоса, отнесенного к потенциальным носителям первородного вещества, из которого образовались планеты Солнечной системы, - одна из важнейших задач современной планетологии. Основной целью рассматриваемой миссии - доставка на Землю образцов грунта Фобоса. Вместе с тем, что не менее важно, в ходе межпланетного перелета и после посадки на Фобос планируется провести порядка 20 научных экспериментов. НПО им. С.А.Лавочкина – это динамично развивающаяся структура. Коллектив предприятия с гордостью встречает юбилей своего основателя, мы убеждены, что новые поколения лавочкинцев продолжат страницы славной истории новаторских разработок.

ссылка на источник
    Комментарии (0)
    Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии!
     
    Виды космоса
    ярко желтое солнце
    ярко желтое солнце
    космонавт первый вышедший в космос
    космонавт первый вышедший в космос
    Галактика М49 (01)
    Галактика М49 (01)