Главная новости "Союз" - триумфатор: почему у нового корабля осталось старое название?

PostHeaderIcon "Союз" - триумфатор: почему у нового корабля осталось старое название?

12.09.2010:07.42
30 лет назад в нашей стране появился новый космический корабль «Союз Т», сменивший прежний заслуженный «Союз». Сегодня он признан не только долгожителем, но и самым надежным, так же как знаменитая королёвская ракета-носитель Р-7, которая вывела на околоземную орбиту первый искусственный спутник Земли и Юрия Гагарина. Без него невозможно продолжение международных пилотируемых программ, более того, «Союз ТМА» после завершения эксплуатации шаттлов осенью этого года на какое-то время останется единственным транспортным средством для доставки экипажей на МКС. И, право, замечательный корабль стоит того, чтобы вспомнить о нем и его создателях. Мои собеседники — летчик-космонавт дважды Герой Советского Союза Владимир Викторович Аксёнов и доктор физико-математических наук, профессор Владимир Николаевич Бранец, которые непосредственно участвовали в создании, испытаниях и совершенствовании «Союза Т». — Что послужило причиной разработки нового корабля и чем он отличался от своего предшественника — «Союза»? — Причин много, но основная — необходимость повышения надежности техники для пилотируемых космических полетов, а также естественный процесс совершенствования бортовых приборов и цифровой вычислительной техники в системах управления. Удалось найти новые технические решения при создании прежде всего системы ориентации и управления движением (СОУД), которая считается самой сложной и важной в космических кораблях, так как обеспечивает их различные, всевозможные маневры на орбите и спуск на Землю. На первых «Союзах» и орбитальных станциях стояли системы так называемого прямого управления, построенные на аналоговых принципах: аналоговые сигналы соответствующих датчиков ИКВ, ионной или звездной ориентации (в виде либо уровня напряжения, либо силы тока), формировали команды на включение тех или иных исполнительных органов. По такой же схеме осуществлялось и управление разгоном или торможением корабля. А для «Союза Т» удалось разработать принципиально новую СОУД на основе цифровой вычислительной техники. Здесь формирование управления шло по математической модели движения, получаемой за счет инерциальной информации от датчиков угловых скоростей и акселерометров. Системы такого рода получили название бесплатформенных инерциальных навигационных систем (БИНС), которые спустя десятилетия стали основными в технике управления большинства движущихся средств от самолетов до автомобилей. Система управления движением корабля включала не только бортовой цифровой вычислительный комплекс (БЦВК) «Аргон-16», приборы, датчики и исполнительные органы, но и сложное программно-математическое обеспечение, позволяющее решать новые задачи управления и создать его резервные режимы — автоматический, полуавтоматический и ручной. У космонавтов появилось дополнительное средство контроля за процессом управления — бортовой дисплей. Наша СОУД совершенно справедливо признана большим научно-техническим достижением. Вторым отличием нового корабля стало наличие трех кресел для членов экипажа. Ведь после трагической гибели Добровольского, Волкова и Пацаева вновь ввели полетные скафандры и «Союз» из трехместного сделали двухместным. Такое ограничение отрицательно сказывалось на перспективе развития орбитальных комплексов. А в новом корабле в том же объеме удалось разместить трех человек в скафандрах«Сокол-КВ». Это потребовало модернизации и полной перекомпоновки приборов и пультов управления основного отсека — спускаемого аппарата. В двигательной установке впервые была предложена объединенная система с двухкомпонентным топливом для маршевых реактивных двигателей маневрирования и двигателей ориентации и причаливания. Серьезным изменениям подверглись и другие системы — терморегулирования, парашютная, мягкой посадки и аварийного спасения, были модернизированы тепловая защита, бортовой радиокомплекс, в том числе и для передачи цифровой информации для БЦВК. — Кто был разработчиком нового корабля? — Реально над новым кораблем начали работать с 1970 года. Но процесс создания шел непросто, с задержками. Первый беспилотный полет состоялся в 1974 году, всего их было выполнено шесть — по одному в год, так как основное внимание в то время уделялось пилотируемым полетам «Союза» (7К-ОК). Несмотря на то, что все они прошли успешно, к первому пилотируемому полету подошли только в 1980 году. Главным конструктором нового корабля был Константин Давыдович Бушуев, в свое время заместитель Королёва по проектным работам. А проектный отдел, в котором работали прекрасные специалисты Сергей Бесчастный, Анатолий Буянов и Олег Козюпа, возглавлял Игорь Минюк. Разработкой СОУД занимался коллектив молодых талантливых инженеров, которым руководил присутствующий здесь Владимир Бранец. Под его началом творили Юрий Захаров, Лариса Комарова, Юрий Бажанов, Игорь Шмыглевский, Олег Котов, Владимир Семячкин и многие другие. Замечательный компьютер «Аргон-16», созданный на отечественной элементной базе, разработали специалисты зеленоградского НИИ «Аргон». В 1970-х годах по производительности и надежности он не уступал американским аналогам. Много труда вложили в СОУД и сотрудники НПО «Элас», НПО «Фазотрон» и других организаций. В результате получилась уникальная система, которая позволила в дальнейшем разработать несколько модификаций корабля — «Союз ТМ» и «Союз ТМА». Эта же система управления использовалась на транспортных кораблях «Прогресс М» и «Прогресс М1», она легла в основу и системы управления орбитального комплекса «Мир» и Российского сегмента МКС. Владимир Аксёнов и Юрий Малышев стали первыми испытателями нового космического корабля "Союз Т" — Говорят, идею нового корабля одобряли не все. Ведь «Союз» был хорошо отработан, он мог летать и в автономном полете и стыковаться со станцией... — Так и было. Главным конструктором прежнего «Союза» был Юрий Павлович Семёнов, а руководителем проектантов Константин Петрович Феоктистов. К появлению нового корабля создатели действующего и работающего «Союза» относились с подозрением и ревностью, видя в нем реального конкурента. Особенное недоверие вызывала система СОУД, о которой говорили: «Посмотрим, как они там будут «выкручиваться» на своей «цифре». Зачем отказываться от знакомой и надежной техники? Тем более что доводка новой машины потребует длительного времени». Разработчики нового корабля это хорошо понимали и отдавали своему детищу все силы и душу. Это были действительно замечательные команды талантливых и ответственных энтузиастов, работавших, как говорится, не за страх, а за совесть. — Пожалуйста, поясните, почему же у нового корабля осталось старое название? — Ну, здесь все довольно просто, почти банально. По традиции новый самолет или космический корабль получает и новое имя. Так считал и Константин Бушуев, главный конструктор нового корабля. Даже был объявлен конкурс на название. Но неожиданно в 1979 году Бушуев скоропостижно скончался, и практически готовое изделие передали Юрию Семёнову — главному конструктору «Союза» и долговременных орбитальных станций. Новое руководство не нашло ничего лучшего, как оставить за принципиально новым кораблем название «своей» машины, добавив букву «Т». Конечно, это нарушение традиций, но, в конце концов, главное не название, а сущность дела. — Владимир Викторович, вы участвовали в первом пилотируемом полете на «Союзе Т». Как он проходил? — В октябре 1978 года были сформированы два экипажа: основной — Юрий Малышев и Владимир Аксёнов и дублеры — Леонид Кизим и Олег Макаров, которые начали подготовку к полету на новом корабле и стыковке с «Салютом-6». О значении первого полета в космонавтике, также как и в авиации, говорить излишне. От него зависит судьба новой машины. При этом возможны различные отказы техники, и это вполне естественно. Наш полет не стал исключением. Старт «Союза Т2» состоялся 5 июня 1980 года. На второй день корабль вышел после автономных маневров дальнего участка на прямую видимость со станцией, и два объекта стали сближаться. Однако на расстоянии 250 метров от станции компьютер выдал команду на выключение системы управления и назвал причину сбоя — отказ бортового радиолокатора системы «Игла». Раньше в таких случаях стыковку отменяли, и полет завершался. Но мы с Юрой Малышевым решили выполнить ее в ручном режиме. Хотя до входа в тень оставалось всего 10 минут, мы успели включить контур ручного управления и выполнить стыковку на свету. Это была первая в отечественной практике стыковка, проведенная без какого-либо специального приборного обеспечения. ЦУП итоги стыковки встретил с радостью. Особенно волновались, конечно, создатели корабля. В этой быстротекущей ситуации экипажу удалось доказать, что дополнительные ручные режимы значительно увеличивают вероятность выполнения программы. В последующем ручные режимы были усовершенствованы, что позволило Владимиру Джанибекову и Виктору Савиных в 1985 году на корабле «Союз Т-13» выполнить блестящую стыковку с неориентированной, полностью обесточенной и «молчащей» станцией «Салют-7» и вернуть ее к жизни. Хочется еще раз поздравить всех создателей — разработчиков, проектантов, конструкторов и испытателей — с 30-летием уникальной «трудовой деятельности» вдохновенного творения их мысли и рук — замечательного пилотируемого корабля «Союз-Т». Источник: ФКА Роскосмос

ссылка на источник
    Комментарии (0)
    Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии!
     
    Виды космоса
    Нептун фото
    Нептун фото
    Фотографии Земли, остров в океане
    Фотографии Земли, остров в океане
    телескоп хаббл фото
    телескоп хаббл фото