Главная новости Жизнь в открытом космосе

PostHeaderIcon Жизнь в открытом космосе

Как влияет космос на живые организмы, какие изменения могут произойти, опасны ли для жизни длительные космические экспедиции – лишь часть вопросов, на которые микробиологи планируют получить ответ после эксперимента "Биориск". Следующий шаг - отправить на космическом аппарате "Фобос-Грунт" живые организмы к Марсу, чтобы определить механизмы выживания в дальнем перелете. Комары живут и в открытом космосе. Полтора года личинки африканских комаров без специальной защиты находились на внешней стороне МКС. Эксперимент микробиологов показал: ни радиация, ни экстремальные температуры, ни вакуум личинкам не страшны. Когда их вернули на Землю и поместили в воду, личинки ожили, будто и не было космического полета. "Почему была выбрана личинка комара? Потому что может долго находиться в состоянии криптобиоза, когда она высушивается, и вода замещается на трегалозу, - объясняет руководитель эксперимента "Биориск" Наталия Новикова. - В таком состоянии она может храниться десятки лет, и после того, как она попадает в благоприятные условия, начинает жить". Знакомые нам комары, хотя и приспособились к городской жизни, для космоса не пригодны. Слишком капризны. Другое дело - африканские. Подробнее рассказывает Владимир Сычев - руководитель эксперимента "БиоФобос": "Этот комар прекрасно выдерживает высокие температуры нагрева, больше ста градусов, охлаждение до температуры жидкого азота, высокий уровень радиации, 1000 грэй. Его личинка может находиться в этиловом спирте, без потери жизнеспособности. То есть у нее очень высокий уровень переживания неблагоприятных условий в состоянии криптобиоза". Также на орбиту ученые отправляли споры грибов, бактерии, семена растений. Выжили не все. "У нас в "Биориске" погибли семена томата, погибла икра рыб, - продолжает Наталия Новикова. - Это то же состояние покоя, но оно недостаточно глубокое. Не выжили споры некоторых грибов. Но большая часть микроорганизмов выжили". Как влияет космос на живые организмы, какие изменения могут произойти, опасны ли для жизни длительные космические экспедиции – это лишь часть вопросов, на которые микробиологи планируют получить ответ после эксперимента "Биориск". Главная же цель всех исследований – подготовка человека к межпланетным полетам, например, к Марсу. Следующий шаг ученых - отправка микроорганизмов уже в дальний космос, к спутнику Марса - Фобосу на аппарате "Фобос-Грунт". Полетят те же семена растений, бактерии и личинки комаров. "Это первый шаг к пониманию того, с какими условиями встретится живая материя, прежде всего, человек на межпланетных космических трассах", - говорит Владимир Сычев. 900 дней продлится полет по маршруту Земля – Фобос - Земля. Если микроорганизмы не погибнут, значит, экспедиции к другим планетам для живых существ реальны. Более того - у сторонников гипотезы панспермии появится еще один аргумент. Организмы в космосе выжили, а, следовательно, вовсе необязательно, что жизнь зародилась на Земле. Ее вполне могли на нашу планету занести "посланцы" из далекого космоса – метеориты или кометы.
Источник: ФКА Роскосмос