Главная новости "Луноходчики" спали по три часа в сутки и успевали играть в волейбол

PostHeaderIcon "Луноходчики" спали по три часа в сутки и успевали играть в волейбол

18.11.2010:10.13
Члены экипажа, управлявшие первым в мире луноходом, фамилии которых были засекречены в течение 23 лет, спали по три часа в сутки и при этом успевали находить время для игры в волейбол, рассказал в интервью РИА Новости водитель лунохода, заслуженный испытатель космической техники, профессор, генерал-майор Вячеслав Довгань.Сорок лет назад, 17 ноября 1970 года на Луну была доставлена первая в мире самоходная лаборатория "Луноход-1". Проект, в основном, был разработан в ОКБ Машиностроительного завода имени Лавочкина (сейчас НПО имени Лавочкина). Главным конструктором ОКБ в то время был один из ведущих советских специалистов космической отрасли Георгий Бабакин. Связь с луноходом устанавливалась с помощью самой мощной на тот момент антенны. Для отработки методики управления луноходом в Крыму, под Симферополем, был создан специальный "лунодром".Экипаж перед луноходом учился водить грузовики и тягачиДовгань рассказал, что все будущие члены экипажа должны были в обязательном порядке владеть "делом вождения"."Мы проходили автомобильное дело. И мы могли водить и водили любое транспортное средство - ГАЗы, УАЗики, ЗИЛы, легкие, средние, тяжелые тягачи", - сказал он.По его словам, в экипаже было 11 человек."Были водитель, оператор антенны, штурман, бортинженер и командир. Тогда и появилось это слово - "экипаж". Каждые два часа они менялись, потому что зона радиовидимости над Симферополем - девять часов, это то время, когда мы видим Луну. Как только Луна уходила за горизонт, надо было переезжать на другую точку, например на Камчатку. Но там не было радиотехнической системы, надо было ставить антенны. Поэтому мы всегда базировались в одном месте", - рассказал Довгань."Оператор антенны и командир уходили со своих пунктов на время, а штурман и бортинженер менялись местами. Один отвечал в этом расчете за исполнение всей программы этого сеанса, а второй находился в "горячем" резерве", - отметил водитель лунохода.Спали по три часа, еще и в волейбол успевали игратьПо его словам, на объект приезжали 150 человек: вся экспедиция, ученые, конструкторы, разработчики с разных фирм, а экипаж - "это тот орган в системе, который осуществлял непосредственное движение и выдавал все команды"."Рабочий день - зона радиовидимости, к примеру, начинается в 22 часа. Плюс девять часов - в семь утра все заканчивается. В рабочее время никакого питания, всем некогда. В восемь утра завтрак. Потом спать до 12 часов - три часа сна. Потом обед и идем на пункт, разбираем, что прошло за этот сеанс и готовимся к новому сеансу. Выдерживали нормально, рядом с нами всегда были медики. Восемь дней в режиме максимальной концентрации, но мы этого не замечали, были молодые, и еще после сна иногда выходили играть в волейбол", - рассказал Довгань.По его словам, участники проекта периодически ездили в Евпаторию купаться, а потом садились в обычный поезд и ехали обратно на работу. "И все знали, кто ехал с нами в поезде, что это едут луноходчики", - отметил он.Довгань также рассказал, что проект был абсолютно засекречен. "Секретность была огромная. Нас показывали по телевизору, но 23 года нас не называли по фамилиям, только по имени, например, "водитель Слава". Мои родители знали, чем я занимаюсь, но тоже молчали. А вот дочка мне писала в гостиницу: "Водителю лунохода Довганю Вячеславу Георгиевичу", - заключил генерал-майор. Источник: ФКА Роскосмос

ссылка на источник
    Комментарии (0)
    Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии!
     
    Виды космоса
    Галактика М106 (02)
    Галактика М106 (02)
    описание планеты Венера
    описание планеты Венера
    первая фотография юпитера
    первая фотография юпитера