человек—космический корабль—среда - 082
Попытаемся, в частности, проанализировать философские аспекты в проблеме оптимизации системы человек—космический корабль—среда. Совершенно очевидно, что на данном историческом отрезке времени эта система переживает период бурного развития, для которого характерно движение от простого к сложному, перерастание количественных изменений в новое качество, постепенные и скачкообразные преобразования. Нет нужды иллюстрировать это выделением каких-либо этапов в развитии космонавтики или перечнем ее достижений. Основная тенденция такова: космическая техника совершенствуется, длительность полетов возрастает, возможности научного и прикладного использования космических аппаратов увеличиваются.
Процесс развития, разумеется, был связан с преодолением ряда объективных противоречий. Наиболее типичное из них — это противоречие между растущими возможностями техники и неизменностью биологической природы человека.
Если контроль состояния машины возможен с любой желаемой степенью детализации в форме объективных данных, критериев, сопоставляемых с нормативами, то применительно к человеку контроль возможен лишь на уровне некоторых систем, функций и субъективных реакций. Оценка работоспособности, сопоставление с нормативами затруднены, развит самоконтроль. Реакция на управляющие воздействия у машины стереотипна, воспроизводима, соответствует расчету, в то время как у человека она может меняться под воздействием объективных (изменение реактивности) или субъективных (установка, настроение, мобилизация, предубеждение) причин, фундаментальные различия между возможностями, свойствами и поведением машины и человека в экстремальных условиях являются важнейшей предпосылкой неоптимальности системы в целом. В связи с этим возникает объективная потребность оценить методологические подходы к оптимизации.
< Предыдущая | Следующая > |
---|