Право на электронный референдум
26.07.2010:23.23
Есть мнение, что современные технологические средства могут обеспечить не только представительную, но и непосредственную, прямую демократию. Оправовых и технических возможностях этого рассказывает заместитель Председателя ЦИК Станислав ВАВИЛОВ. – Станислав Владимирович, сейчас на повестке дня работы избирательных комиссий России стоит вопрос модернизации работы избирательной системы, внедрения новых электронных способов голосования. Какие новшества ждут избирателя? – Действительно, предложения о модернизации работы избирательной системы были высказаны Президентом России Дмитрием Медведевым в ходе очередного Послания Федеральному Собранию. На мой взгляд, они совершенно необходимы и актуальны. Жизнь не стоит на месте, идёт усиленное развитие электронной техники, средств связи. Учитывая территориальный размер нашего государства, будущее за электронными способами голосования. Это в конечном итоге будет дешевле, быстрее и, главное, в гораздо большей степени исключит возможность ошибок и споров по поводу качества подсчёта голосов. В ЦИК России подготовлены предложения, суть которых сводится к следующему. Первое– оснащение практически всех участковых избирательных комиссий автоматическими рабочими местами для подготовки и передачи протоколов одновременно во все вышестоящие комиссии включая Центризбирком. Второе– оснащение участков оборудованием для обеспечения голосования одним из трёх способов: ящики и кабины; кабины и комплексы обработки избирательных бюллетеней; устройства сенсорного голосования. Третье– голосование на отдалённых, труднодоступных участках может обеспечиваться системой дистанционного электронного голосования (мобильный телефон, компьютер, электронные социальные карты) и с использованием системы «Гонец». Четвёртое– законодательно обеспечить техническую возможность подведения официальных итогов голосования на основании данных, введённых и передаваемых через ГАС «Выборы» посредством системы юридически значимого документооборота. Пятое– контроль за организацией голосования на всех избирательных участках видеокамерой с трансляцией происходящего в Интернет. Кстати сказать, свои мысли по этому поводу я высказывал ещё три года назад в «Независимой газете», и многое сейчас начинает реализовываться, хотя тогда казалось малореальным. Общественные отношения движутся быстрыми темпами: то, что казалось фантастикой вчера, сегодня утром становится реальностью и уже отстаёт к вечеру. Поэтому мне кажется стратегически важным иметь некий запас идей в развитии любой современной системы. – Что конкретно вы имеете в виду? – Пожалуйста. Вот, к примеру, Президент в ходе подготовки своего Послания Федеральному Собранию вышел с блестящей, на мой взгляд, инициативой всенародного обсуждения основных положений Послания через сеть Интернет в своей статье «Россия, вперёд!». Далее, в самом Послании Президент высказал мысль о необходимости усиления роли всех граждан и общественных организаций России в управлении государством. На сайте Президента России сегодня идёт действительно всенародное обсуждение наиболее значимых событий и разных аспектов жизни страны. Я уже не говорю о тысячах тематических блогов, принадлежащих политикам всех уровней, просто физическим и юридическим лицам, уже работающих в Сети. В итоге я подумал о том, что раз такое масштабное явление уже существует, охватывая все слои общества, почему бы не облечь этот процесс в законодательные рамки, направив его на дальнейшее развитие конституционных принципов и укрепление демократии в Российской Федерации. Другими словами, я говорю об идее создания единого государственного электронного форума для определения волеизъявления граждан РФ по наиболее актуальным вопросам в жизни общества. – Суть идеи понятна, а как она может быть реализована? – Суть идеи действительно проста, и реализация её абсолютно возможна. Речь идёт об использовании электронных средств, прежде всего сотовых телефонов и компьютеров, для проведения, назовём их, к примеру, так– всенародных социальных опросов, референдумов, по наиболее значимым для общества вопросам. Скажем, принятие антиалкогольных мер, часовые пояса и летнее время, ЕГЭ, основные акценты Послания Президента и тому подобное. Подсчёт голосов производить посредством ГАС «Выборы», возможно, используя ресурсы системы избирательных комиссий России. – Пока антиалкогольные меры, как известно, заканчивались провалом… – Ну, во-первых, я сказал «к примеру». Во-вторых, одно дело, когда решение подобного рода принимается одним человеком или небольшой группой, пусть даже очень высокопоставленных лиц, и совсем другое, когда выскажется весь народ. Если вы полагаете, что в России за введение в той или иной форме «сухого закона» выскажется один «за», а девять «против», то сильно ошибётесь. Мне кажется, что, несмотря на некоторую внешнюю абсурдность этой идеи, её обсуждение реально назрело, если не перезрело. Что-то надо действительно делать с проблемой потребления алкоголя. При предложенном опросе возьму на себя смелость заявить, что голоса разделятся как минимум поровну, а то и победит точка зрения принятия «сухого закона». На самом деле это логично. И с точки зрения потерь экономики тоже не всё так просто. На нашем рынке присутствует значительная часть импортной алкогольной продукции, то есть мы работаем на экономику других стран. А кроме того, кто считал убытки российской экономики от совокупности всех негативных последствий излишнего употребления горячительных напитков? – А каким образом будет определяться порядок выбора тематики и формулировок вопросов? – Я понимаю, что в России у населения есть значительная разница в политических, религиозных и социальных интересах, и такие различия прямо предусматриваются Конституцией РФ. Вместе с тем, на мой взгляд, на социальные референдумы с учётом их статуса можно на данном этапе времени выносить вопросы, лежащие вне политики, примерно те, что я обозначил выше. – Насколько показательным будет такой опрос? – Думаю, опрос будет очень объективен. Почему? Во-первых, с учётом тематики, а мы говорили о том, что выносятся самые социальные, самые злободневные вопросы, волнующие всех и каждого. Во-вторых, с учётом способа голосования, то есть вне избирательного участка– идти никуда не надо, можно голосовать из квартиры, дачи, машины, без проблем могут голосовать лица с ограниченными физическими возможностями, люди из отдалённых местностей. Полагаю, что в таком голосовании, с учётом современного технического оснащения России, могут принять участие и, я уверен, примут процентов девяносто населения страны. – Какова будет юридическая значимость такого голосования и какая судьба будет у его результатов? – Я прекрасно понимаю, что в настоящее время никто не будет менять Конституцию РФ с точки зрения субъектного состава инициаторов законодательной инициативы, понимаю, что есть действующий Федеральный конституционный закон «О референдуме в РФ», который также скорее всего изменяться не будет, да это и не нужно. Достаточно внести некоторые изменения в Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав...» и принять специальный федеральный закон «О социальном опросе». Может быть, он будет не очень объёмным и по сути будет напоминать технический закон о жалобах и обращениях граждан– этого достаточно. Понятно, что при такой схеме итоги социального референдума сами по себе не будут иметь юридической силы. Но мнение народа будет понятно и это послужит поводом для того, чтобы один из субъектов права законодательной инициативы, определённый в статье 104 Конституции РФ, приступил к разработке и внёс соответствующий законопроект. Порядок рассмотрения законопроектов в основном определён регламентами палат Федерального Собрания, и в этом случае он легко может быть скорректирован в сторону упрощения прохождения подобной законодательной инициативы и по срокам, и по процедуре прохождения. – Честно говоря, идея необычная, но интересная. Как можно её реализовать? Или это только общая концепция? – Всё когда-то начинается с концепций. Однако раз уж мы заговорили о принципах расширения демократии, об усилении роли политических партий, одним словом, о тех важнейших политических вопросах, которые Президент России поставил в своём Послании, то можно предложить политическим партиям Российской Федерации обсудить эту идею. Со своей стороны, при необходимости готов участвовать в разработке соответствующих законопроектов. – Что, на ваш взгляд, может стать результатом проведения подобных всенародных социальных опросов? – Полагаю, что важнейшим результатом может стать сплочение российского общества, сближение народа и власти. По большому счёту в действующей Конституции 1993 года сказано, что единственным источником власти в Российской Федерации является её многонациональный народ. Тогда это было просто констатацией факта, а сегодня он может реально воплотиться в жизнь. http://pnp.ru/newspaper/20100723/4089.html"Парламентская газета" №39-40(2455-2456) от 23.07.2010
ссылка на источник
ссылка на источник
< Предыдущая | Следующая > |
---|