Главная Созидаемый космос Будущее - 004

PostHeaderIcon Будущее - 004

Смелую и увлекательную попытку прогнозирования научно-технического прогресса предпринял в свое время ученый и писатель-фантаст А. Кларк. Своему прогнозу развития транспорта, связи, технологии, биологии и химии, физики до 2100 г. он предпослал сжатый исторпческий экскурс, в котором для тех же областей человеческой деятельности приводятся основные, наиболее этапные события с 1800 до 1960 г. Вот каковы эти вехи в области транспорта: локомотив, пароход, автомобиль, самолет, ракета, вертолет, спутник, космический корабль. На этом часть таблицы (составленной А. Кларком в начале 00-х годов), посвященная прошлому, обрывается. Начинается другая ее часть, озаглавленная: «Будущее». Опять-таки имеется столбец, посвященный транспорту. Здесь вслед за датами мы читаем прогнозируемые события.

1970 г. Космическая лаборатория. Посадка Луну..
1980 г. Ядерная ракета. Посадка на планеты.
2000 г. Колонизация планет.
2010 г. Путешествие к центру Земли.
2020 г. Межзвездный зонд.
2050 г. Контроль над гравитацией
2070 г. Околосветовые скорости.
2080 г. Межзвездный полет.
2090 г. Передача материалов.
2100 г. Встреча с инопланетянами разумными существами.
Основной вывод, который следует сделать из прогноза А. Кларка,— это стремительный рост возможностей человечества в течение ближайших 11 десятилетий. Рассматривая этот прогноз, член-корреспондент АН СССР И. С. Шкловский отмечал во многом опорный его характер и указывал, что отдельные предсказанные открытия не обязательно будут совпадать с соответствующими датами. (Впрочем, в предсказании времени высадки астронавтов на Луне А. Кларк ошибся лишь на год). Как уже говорилось, в естествознании очень трудно предвидеть фундаментальные открытия. Данное обстоятельство является, пожалуй, одним из ведущих источников неопределенности при прогнозировании, в том числе и в области космонавтики.
Нельзя не согласиться с заключением И. С. Шкловского, что в целом прогноз А. Кларка производит сильное впечатление. Из него следует, что на протяжении будущего столетия человечество семимильными шагами подойдет к перестройке космоса, а XXII—XXIII века станут качественно новым этапом развития: разумная жизнь сделается фактором, формирующим облик значительных областей Вселенной.
Когда высказываются подобные прогнозы, нельзя не вспомнить гениального провидца К. Э. Циолковского.

ответственность космонавта в открытом космосе