контроль за озоносферой - 019
Не раз писалось, и остается лишь повторить, что крупные географические открытия, как правило, сопровождались экспансией опасных микробов в центры цивилизации. Незнание законов эпидемиологии не было смягчающим обстоятельством для миллионов людей — жертв страшных эпидемий чумы, холеры, желтой лихорадки. Расплата за незнание микробиологической обстановки во вновь осваиваемых регионах была жестокой. Фактически это была расплата за опережение практикой теории, расплата за вступление в пределы, еще не изученные к тому времени медицинской наукой.
Как известно, экипажи первых «Аполлонов», вернувшиеся с Луны, проходили длительный карантин на случай, если бы с Луны были завезены болезнетворные микроорганизмы. Таких микроорганизмов на Луне не оказалось. Но дело даже не в них, а в принципиальной необходимости быть бдительными и охранять нашу Землю от любых чужеродных космических факторов, в чем бы они ни состояли. Чрезвычайно важно научное предвосхищение возможности встречи с такими вредоносными факторами в разных районах космоса. В этом отношении особое значение следует придавать биологической индикации будущих трасс пилотируемых полетов — своеобразной биологической разведке.
Однако опасность может прийти не только из дальнего космоса, но и постепенно распространиться от траекторий выведения кораблей и спутников с земных космодромов. Новым аспектом проблемы охраны окружающей среды несколько лет назад сделался контроль за озоносферой — слоем озона, находящимся в верхней атмосфере и защищающим все живое на поверхности нашей планеты от жесткой солнечной ультрафиолетовой радиации. Ее прямое воздействие на земные организмы губительно. В выхлопных газах реактивных двигателей содержится окись азота (N0), которая при взаимодействии с озоном отщепляет от него один атом кислорода. Ряд производств, прямо или косвенно связанных с авиакосмической индустрией, выбрасывает в атмосферу фреон в количестве свыше 500 тыс. т в год. Фреон поднимается вверх и, будучи очень стойким газом, накапливается в атмосфере. В результате воздействия солнечных квантов от фреона отщепляется атом хлора, который также разрушает озон. Самый неблагоприятный факт во всей этой цепи событий — последующее восстановление окиси азота и хлора, которые вновь и вновь вступают в реакцию с озоном. Следовательно, они действуют как катализаторы, и один атом хлора может разрушить миллионы молекул озона [Сагдеев, Зайцев, 1976]. Итак, массовое бесконтрольное применение авиакосмической техники чревато нарушениями экологически значимых характеристик земной атмосферы.
< Предыдущая | Следующая > |
---|