Конструкторское бюро «Южное»: итоги и проекты
21 июля 1944 г. Государственный Комитет Обороны СССР принял постановление о строительстве в Днепропетровске автомобильного завода. Но уже через семь лет, 9 мая 1951 г. вышло секретное постановление Совета Министров «О передаче Министерству вооружения СССР Днепропетровского автомобильного завода... о прекращении на заводе выпуска автомобильной техники и об организации серийного производства ракет». Так автогигант стал «почтовым ящиком 186» с полным закрытым названием «Государственный союзный завод №586», вскоре превратившийся в ракетостроительное предприятие — Южный машиностроительный завод, позже вместе с Конструкторским бюро «Южное» ставший одним из самых мощных ракетных центров в мире.
Основная задача, которую поставило правительство Советского Союза перед новым предприятием — освоение серийного производства ракет Р-1 (SS-1), P-2 (SS-2), P-5M (SS-3) разработки ОКБ-1, возглавляемого Сергеем Павловичем Королевым. Для ее решения в Днепропетровск прибыла группа специалистов-ракетчиков, в основном из Москвы и Подмосковья. Первым директором нового ракетного завода был назначен действующий директор ДАЗа Георгий Михайлович Григорьев. В июне 1952 г. его сменил Леонид Васильевич Смирнов, впоследствии заместитель председателя Совмина СССР. Должность Главного конструктора и начальника конструкторского отдела занял Василий Сергеевич Будник.
Годы становления завода, а затем и КБ «Южное», связаны с именами Д.Ф.Устинова, М.И.Неделина, Г.Н.Пашкова, К.Н.Руднева, С.А.Афанасьева, С.П.Королева, Н.А.Пилюгина, В.П.Глушко, В.П.Бармина, А.М.Исаева, А.М.Макарова и других руководителей промышленности, проектно-конструкторских и научно-исследовательских организаций.
В творческом союзе производственников, конструкторов и военных новые идеи сыпались, как искры. Уже через два года появляется дерзкий на первый взгляд замысел — создать ракету собственной разработки, принципиально отличающуюся компонентами топлива, системой управления, временем приведения и нахождения в состоянии боеготовности. Взятый темп позволил уже к началу 1954 г. фактически определить основные параметры и начать эскизное проектирование. По сути было ясно, что направление, выбранное днепропетровским КБ, является более перспективным для боевых ракетных комплексов.
Справедливости ради следует отметить, что идея баллистической ракеты на долгохранимых компонентах топлива родилась в стенах НИИ-88, альма-матер советской ракетной техники. Но воплощение этой идеи в жизнь, завершившееся успешными летно-конструкторскими испытаниями — бесспорная заслуга днепропетровского коллектива.
10 апреля 1954 г. вышло Постановление правительства о преобразовании отдела главного конструктора завода №586 в Особое конструкторское бюро №586 (с 1966 г. — КБ «Южное»). Главным конструктором и начальником нового ОКБ был назначен Михаил Кузьмич Янгель. В КБ «Южное» разработаны четыре поколения стратегических и семь космических ракетных комплексов. Эти работы выполнены в тесном содружестве с головным заводом-изготовителем — «Южмашем», а также с институтами и предприятиями Москвы, Киева, Ленинграда, Харькова, Воронежа, Еревана, Чернигова...
Историю создания и освоения ракетно-космической техники можно условно разделить на три этапа. В ходе первого из них разрабатывались ракеты военного назначения. Создание ракетно-ядерного щита СССР, основу которого составляли межконтинентальные баллистические ракеты, было важнейшей политической и оборонной задачей. На вооружение Советской Армии было принято тринадцать боевых ракетных комплексов. Более 60% ядерных боеголовок, имевшихся в арсенале СССР, устанавливались на ракеты, созданные в Днепропетровске. SS-24 (Scalpel) и SS-18 (Satana), разработанные и изготовленные здесь, до сих пор остаются непревзойденными. Следует подчеркнуть, что эти ракеты никогда не использовались по своему прямому назначению. Но цель была достигнута — паритет стратегических сил США и СССР сделал ракетно-ядерную войну бессмысленной, так как в ней не могло быть победителей. Ракета SS-18 и сейчас находится на боевом дежурстве в составе Ракетных войск стратегического назначения Российской Федерации.
Начало второго этапа ознаменовал запуск космического аппарата ДС-2 («Космос-1») в марте 1962 г. Он положил начало реализации долгосрочной комплексной программы полномасштабных исследований космического пространства, осуществляемой с помощью аппаратов и ракет-носителей «Космос», «Интеркосмос», созданных инженерами и рабочими КБ «Южное» и производственного объединения «Южный машиностроительный завод». Выбранный в то время принцип унификации спутников стал основным фактором, благодаря которому они были приняты в качестве базовых для развития международного сотрудничества в области космических исследований. На их основе было создано и запущено 22 аппарата по программе «Интеркосмос», а также в рамках других международных программ. Они по крупицам собирали знания о ближнем космосе и формировали представления о глобальных процессах, происходящих на Земле.
В 1971 г. появилась новая унифицированная платформа, на базе которой были изготовлены и выведены на орбиты 9 космических аппаратов, в том числе семь — серии «Интеркосмос». Для их запуска последовательно создавались новые, более совершенные ракеты-носители семейства «Циклон» и «Зенит».
Сейчас наступил третий этап развития космической техники, когда ее возможности стали востребованными в новом качестве. В первую очередь это касается космических систем связи. Сегодня на геостационарных орбитах работает большое количество космических аппаратов, создаются низкоорбитальные глобальные системы коммуникации. Человечество уже не может обходиться без космических навигационных систем, без получения информации от метеорологических спутников и от систем дистанционного зондирования Земли.
В 1999 г. с космодрома Байконур ракетой-носителем «Зенит» был выведен на орбиту космический аппарат «Океан» массой более 6 тонн, предназначенный для изучения Мирового океана и некоторых участков суши в интересах народного хозяйства. Спутник также осуществлял глобальную оптическую и микроволновую съемку с низким, средним и высоким разрешением. Усилиями коллектива предприятия создана национальная наземная инфраструктура правления космическими аппаратами, приема и отборки информации, которая введена в эксплуатацию в 1995 г.
КБЮ является одним из лидеров в области создания транспортных космических систем. В настоящее время используется опыт, накопленный за сорок лет эксплуатации ракет-носителей серии «Циклон»
(«Циклон-2» и «Циклон-3»), продемонстрировавших высокую надежность в сочетании с возможностью автоматизированного пуска в любое время суток и при любых погодных условиях. Сейчас ведутся интенсивные работы
по созданию нового комплекса для запуска ракеты-носителя «Циклон-4», предназначенного для выведения на околоземные орбиты космических аппаратов, в том числе коммерческих. Этот проект станет частью украинско-бразильских межгосударственных космических программ.
Сегодня в эксплуатации находятся ракетно-космические комплексы «Днепр», «Зенит», «Наземный старт», «Морской старт». Создание первого из них в сотрудничестве с организациями Российской Федерации стало ярким примером эффективной конверсии боевого ракетного комплекса РС-20. Следует сказать, что энергетические возможности этого носителя позволяют обеспечить запуск космических аппаратов массой от 300 до 4000 кг на орбиты высотой от 200 до 900 км. На сегодняшний день произведено 13 пусков (в том числе восемь групповых), что позволило вывести в космос 51 аппарат различного назначения, принадлежащих тринадцати странам мира.
В настоящее время совместно с космической компанией «Космотрас» реализуется программа, предполагающая 3-4 ежегодных пуска исследовательских спутников вплоть до 2012 г. Они будут проводиться с космодрома Байконур и пусковой базы Ясный (РФ). Следующим этапом должен стать запуск ракеты-носителя «Днепр» с космическим буксиром, что позволит обеспечить выведение космических аппаратов на орбиты высотой до 3000 км, а также полеты к Луне и планетам Солнечной системы.
Астронэт.нэт
< Предыдущая | Следующая > |
---|