PostHeaderIcon Смена экипажа МКС

В соответствии с программой полетов на Международную космическую станцию 8 апреля 2008 г. в 11:16 UT с космодрома Байконур был осуществлен запуск космического корабля "Союз ТМА-12" с членами экипажа сем­надцатой основной экспедиции (МКС-17) и участником космичес­кого полета по программе четыр­надцатой экспедиции посещения (ЭП-14). На корабле "Союз ТМА-12" отправились на орбиту два российских космонавта — члены экипажа МКС-17 Волков Сергей Александрович (командир кораб­ля, командир МКС-17) и Кононенко Олег Дмитриевич (бортинже­нер корабля, бортинженер МКС-17). Полет по программе ЭП-14 совершила гражданка Южной Ко­реи Ли Со Ён.

С полетом "Союза ТМА-12" свя­зано несколько интересных фак­тов. Для всех троих членов его экипажа этот полет стал первым в их космической карьере. До этого экипаж "Союза" состоял из одних новичков в 1994 г. (Юрий Маленченко и Талгат Мусабаев, "Союз ТМ-19").

Сергей Волков — сын советского космонавта Александра Алексан­дровича Волкова, который трижды побывал в космосе (1985 г. — 1-я экспедиция посещения ДОС "Са-лют-7" — "Союз Т-14"; 1988-1989 гг. — 4-я основная экспедиция на орбитальный комплекс "Мир" — "Союз ТМ-7"; 1991-1992 гг. — ОК "Мир", ЭО-10 — "Союз ТМ-13"). Таким образом. Сергей Волков стал первым в мире космонавтом во втором поколении. Следующим уже в октябре 2008 г. станет оче­редной космический турист Ри­чард Гарриотт — сын американ­ского астронавта Оуэна Гарриотта (Owen Kay Garriott), дважды сле­тавшего в космос (в 1973 г. в со­ставе второй экспедиции на стан­цию Skylab и в 1983 г. на шаттле Columbia, миссия STS-9). Он при­будет на станцию вместе с очеред­ным экипажем.

В экипаж корабля "Союз ТМА-12" вошла первая женщина-кос­монавт из Южной Кореи. Традиционно ее корейское имя в русском языке воспроизводят как Ли Со Ён. Однако Федеральное космическое агентство использо­вало иной подход, транслитери­ровав записанное латиницей в заграничном паспорте имя космонавтки "Yi Soyeon" как "Йи Сойон", выпустив 20 марта 2008 г. специ­альный пресс-релиз по этому по­воду. Поэтому в различных СМИ можно встретить большое коли­чество вариантов написания.

Об участии в полете Ли Со Ён стало известно 10 марта 2008 г. До этого она числилась в дублирующем экипаже. Но после того, как ее соотечественник Ко Сан был уличен в нарушении правил пользования документами космичес­кого центра, руководство Роскосмоса приняло решение заменить его дублершей. По официальной версии, озвученной представите­лем Министерства Науки Респуб­лики Корея, Ко Сан дважды нару­шил протокол подготовки и якобы в сентябре 2007 г. ошибочно от­правил в Южную Корею наставле­ния к полету вместе с некоторы­ми, как было сказано, "личными вещами". Все это, по официаль­ной версии Сеула, было немед­ленно возвращено. В феврале 2008 г. в распоряжении южноко­рейского космонавта оказались инструкции по управлению косми­ческим кораблем "Союз ТМА", знакомиться с которыми он не имел права, поскольку готовился как специалист, выполняющий в космосе лишь научные задачи. Ко Сан заранее знал об этом и дал подписку, что не будет нарушать правила в процессе подготовки. По неофициальной информации, истинная причина отстранения от полета — нарушение кандидатом кодекса поведения космонавта, в частности, проявленное им повы­шенное внимание к документам и материалам, не относящимся к программе подготовки и носящим закрытый характер.

Южная Корея оказалась второй страной, первым представителем которой в космосе стала женщи­на. До сих пор в этом списке числилась только Великобритания, чей первый и единственный кос­монавт — Хелен Патриция Шарман (Helen Patricia Sharman) — отправилась в космос 18 мая 1991 г. на корабле "Союз ТМ-12" вместе с экипажем 9-ой основной экспеди­ции орбитального комплекса "Мир". Британцы не стали отсту­пать от международного термина "космонавт", а в корейской прессе появилось собственное название этой профессии — там оно звучит как "унжиюн".

Ли Со Ён стала одной из 36 206 граждан своей страны, подавших заявки на участие в открытом конкурсе для участия в подготовке к полету на МКС. До этого она учи­лась в аспирантуре Корейского института перспективных научных исследований и технологий(Korea Advanced Institute of Science and Technology), где занималась под­готовкой к защите докторской диссертации в области биотехно­логии. Во время тренировок в Звездном городке она продолжи­ла учебу и в феврале этого года получила степень доктора наук по биомикроэлектромеханическим системам. Занимается тхэквондо, с 12 лет входит в Олимпийскую сборную своей страны.

10 апреля в 12:57 UT после ав­тономного двухсуточного полета "Союз ТМА-12" успешно пристыковался к стыковочному узлу на модуле "Пирс". На борту МКС при­лета космонавтов ожидали Гарретт Рейсман (Garrett Reisman), который станет еще одним членом 17-й экспедиции (а пока числится в 16-й), а также Пегги Уитсон (Peggy Whitson) и Юрий Маленченко. Согласно дальнейшим пла­нам, Рейзмана в ходе миссии STS-124 сменит Грег Шамитофф. а его, в свою очередь — Сандра Магнус, предполагаемая участница экспе­диции STS-126.

Во время полета Ли Со Ён вы­полнила 18 экспериментов по би­ологии, химии, географии и дру­гими отраслям науки (всего в программе, составленной рос­сийскими учеными для экипажа МКС-17, 47 научных экспериментов). Но сама она считала более полезными "общеобразователь­ные эксперименты, поскольку очень важно, чтобы дети понима­ли, что такое наука". По ее словам, она "сконцентрировалась на дет­ском эксперименте — снимала ви­део для корейских детей, чтобы показать им действие физических законов в невесомости".

19 апреля 2008 г. от МКС отсты­ковался "Союз ТМА-11" с Юрием Маленченко, Пегги Уитсон и Ли Со Ён на борту. Впервые в истории космонавтики в "смешанном" эки­паже было больше женщин, чем мужчин. Спускаемый аппарат ко­рабля совершил спуск по баллис­тической траектории и призем­лился в 420 км от расчетной точки (по другим данным — в 475 км). С экипажем не удалось установить связь после выпуска парашюта, хотя на его стропах и на днище возвращаемой капсулы стоят спе­циальные антенны. В результате о благополучной посадке в ЦУПе уз­нали лишь после того, как Юрий Маленченко смог выбраться из спускаемого аппарата и позвонить по специальному спутниковому телефону. Не поступили также данные от служб, контролирующих траекторию снижения спускаемо­го аппарата — они могли бы уско­рить поиск затерявшегося в казах­станской степи корабля. В итоге он был обнаружен только через 40 минут после посадки.

Продолжительность полета эки­пажа МКС-16 составила 191 день 19 часов 13 минут. Ли Со Ён прове­ла в космосе 10 суток 21 час 19 минут. Общий "космический стаж" Пегги Уитсон теперь составляет 377 дней. По этому показателю она вышла на первое место среди американских астронавтов и на 20-е место "в мире".

Посадочная капсула "Союза ТМА-11", как и предыдущего ко­рабля этой серии, осуществляла спуск в баллистическом режиме. Этот режим аттестован и преду­смотрен документацией(кроме не­го и основного режима — автома­тического управляемого спуска — ею предусмотрены ручной управ­ляемый спуск и резервный бал­листический спуск). При нем на космонавтов действовали вдвое большие перегрузки (8,2д). чем при управляемой схеме.

Как бы то ни было, отклонение от основного режима спуска явля­ется проблемой, тем более, если оно произошло второй раз подряд. Его причины в случае "Союза ТМА-11" пока выясняются. Переключе­ние между режимами осуществля­ют либо члены экипажа (Ю.Маленченко утверждает, что они этого не делали), либо автоматика. Она. в свою очередь, могла отреагиро­вать на некий дополнительный внешний фактор или же на сбой в работе другой системы. По одной из версий, имела место задержка разделения отсеков корабля при входе в атмосферу. Некоторые не­зависимые эксперты утверждают, что спускаемый аппарат вошел в атмосферу "вверх ногами" (при нормальном спуске вперед по ходу движения обращено днище, по­крытое мощным теплозащитным слоем), из-за чего в течение не­скольких секунд сгорели все внеш­ние антенны. Версию подтвержда­ет отсутствие связи с космонавта­ми на ранних этапах спуска; об этом же косвенно свидетельствуют впечатления Пегги Уитсон. Но даже если капсула и находилась в "не­правильном" положении, то пробы­ла она в нем недолго — иначе про­изошел бы прогар парашютного контейнера, и мягкая посадка ста­ла бы невозможной в принципе.

Официальные лица "Роскосмоса" не склонны драматизировать ситуацию, но от подробных ком­ментариев воздерживаются. Сами космонавты, судя по всему, отно­сятся к происшедшему намного серьезнее. Юрий Маленченко на вопрос журналистов по этому по­воду ответил коротко: "На самом деле мы не погибли".

Источник: Climate catastrophes in the Solar System

    Комментарии (0)
    Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии!
     
    Виды космоса
    спутниковое фото земли
    спутниковое фото земли
    Галактика М107 (01)
    Галактика М107 (01)
    Галактика М29 (02)
    Галактика М29 (02)