PostHeaderIcon Полеты животных в космос. Французская программа полетов на геофизических ракетах

Третьими в мире искусствен­ный спутник Земли запусти­ли французы. Менее известен тот факт, что Франция, кроме того, от­личилась еще и собственной прог­раммой медико-биологических экс­периментов с уникальным подбо­ром экспериментальных животных. После окончания Второй мировой войны Франция — одна из держав-победительниц — не осталась в сто­роне от начавшейся новой "ракетной гонки". Но, в отличие от США и СССР, широко использовавших не­мецкий опыт практического раке­тостроения, ей пришлось в основном рассчитывать на собственные силы. В 1946 г. по решению Дирекции по разработкам и производству воору­жения (Direction des etudes et fabri­cations d'armement — DEFA) в горо­де Верной была основана военная Ла­боратория баллистических и аэро­динамических исследований (Labora-toire de recherches balistiques et aero-dynamiques, LRBA). Двадцать восемь немецких специалистов-ракетчиков были перевезены во французскую оккупационную зону, где формирует­ся "Исследовательское бюро Эммен-динген" (Bureau d'Etudes d'Emmen-dingen) для помощи LRBA в освоении германского опыта проектирования больших баллистических ракет.

В марте 1949 г. начался "Проект 4213" — разработка простой и по воз­можности экономичной ракеты на жидком топливе, которая в дальней­шем получила название Veronique ("Вероник"). Название является со­ставным словом, "сконструирован­ным" из объединения части назва­ния города, где была разработана ра­кета — VERnon, и слова "электоника" — electrONIQUE. Первый обра­зец этой ракеты совершил полет 2 августа 1950 г., достигнув высоты це­лых 3 (три!) метра. Но лиха беда на­чало. Упорное выполнение этой прог­раммы в дальнейшем позволило осу­ществить более 80 пусков пяти раз­личных модификаций новой ракеты.

Французская программа медико-биологических экспериментов стар­товала в 1959 г. Она была разработана и выполнялась Научно-исследовательским цен­тром аэрокосмической ме­дицины (Centre d'Etudes et de Recherches de Medecine Aerospatiale — CERMA) под руководством профес­сора Робера Гранпьера (Robert Grandpierre). Пер­воначально запланирова­ли проведение 17 суборби­тальных полетов в период с 1961 по 1964 г. На втором этапе в 1965 г. предполага­лось проведение медико-биологических экспери­ментов на борту искусс­твенного спутника Земли. Тем не менее, по финансо­вым и политическим при­чинам программу удалось реализовать лишь час­тично, проведя только семь экспериментов на гео­физических ракетах. Все полеты проводились с по­лигона Хаммагир (Нат-maguir), расположенного на территории Алжира в 130 км юго-западнее города Бешар на каменис­том плато в пустыне Сахара.

Для первых пяти полетов этой программы использовалась моди­фикация Veronique AGI, разрабо­танная во Франции к Международ­ному геофизическому году (фран­цузская аббревиатура AGI — Аnnёе Geophysique Internatio­nale). Было решено изучить бди­тельность млекопитающего в усло­виях невесомости, регистрируя де­ятельность коры головного мозга. Для этого следовало зафиксиро­вать на животном электроды так, чтобы считывать сигналы в любое время. Первые хирургические вме­шательства с целью внедрения се­ребряно-никелевых электродов в мозг крыс были очень длительными. Они продолжались около 10 часов! Уровень смертности при этом был исключительно высок. Понемногу техника улучшалась, продолжи­тельность операций сокращалась, процент выживших крыс повышал­ся. Период, в течение которого под­готовленный грызун мог впоследс­твии использоваться в эксперимен­тах, был ограничен 3-6 месяцами из-за прогрессивной поляризации внутричерепных электродов, старе­ния грызуна и некроза черепа, выз­ванного клеем, фиксирующим ра­зъем на черепе. Для начальных ис­пытаний в Париже отобрали 47 бе­лых крыс линии Вистар.

Крыса с помощью специального жилета удерживалась в вытянутом положении в кабине в контейнере. Жилет был изготовлен из льняной ткани. От выбранного первоначаль­но для этих целей нейлона быстро отказались из-за вызываемых им электростатических помех.

Первый полет, состоявшийся в 1961 г., должен был определить направление и методы дальнейших исследований. От его успешной ре­ализации зависело очень многое.

Первоначально запуск был запла­нирован на 20 февраля, но состоял­ся только 22-го. Обычные пережи­вания и волнения перед стартом усилились после того, как во время предыдущего запуска по другой научной программе 18 февраля взорвалась ракета Veronique AGI 30, однотипная с используемой для полета животного Veronique AGI 24. Первая крыса, помещенная в контейнер, исхитрилась пере­грызть зубами пучок кабелей, по которым велась передача инфор­мации. "Опозорившееся" животное было впоследствии заменено одним из 10 резервных, привезенных из Парижа в Хаммагир.

Хотя двигатель Veronique и от­работал положенные 45 секунд. из-за его неравномерной тяги мак­симальная высота подъема соста­вила всего 110 км — половину запланированного. А на этапе бал­листического полета головная часть ракеты не стабилизирова­лась и летела, хаотически враща­ясь. Из-за вызванных таким вра­щением угловых ускорений пери­од, во время которого животное должно было находиться в невесо­мости, оказался "смазанным", и по­лучить состояние полного "нуля гравитации" не удалось. Головная часть опустилась на землю спустя 8 минут 10 секунд. Экипаж службы поиска на вертолете обнаружил и успешно эвакуировал крысу через 40 минут после старта. На следую­щий день, 23 февраля, ее привезли в Париж, где встречавшие журна­листы дали животному, известно­му лишь под номером RC 139, кличку "Гектор" (Hector). Спустя шесть месяцев после своего косми­ческого полета Гектор был подвер­гнут эвтаназии для того, чтобы изучить возможные эффекты вли­яния невесомости на внедренные электроды.

На следующем этапе решили осуществить парный запуск с ин­тервалом в три дня, что, по замыс­лу ученых, должно было обеспе­чить возможность параллельных наблюдений за двумя животными. В связи с практически одновре­менным полетом крысам RC 271 и RC 268 еще до старта дали имена "Кастор" (Castor) и "Поллукс" (Pol­lux) — в честь самых ярких звезд созвездия Близнецов.

Первый старт Veronique AGI 37 состоялся 15 октября 1962 г. Из-за ветра и по техническим причинам ракета начала подъем немного позднее запланированного срока. Максимальная высота составила 120 км. На эта­пе баллистического поле­та состояние невесомости длилось 6 минут. Прием телеметрической инфор­мации осуществлялся до обрыва связи на 175-й се­кунде. После завершения полета головная часть ра­кеты опустилась на рас­стоянии 110 км от места старта, что более чем в два раза превысило рас­четное. Из-за потери УКВ-связи с посланным на поиски вертолетом (связь пропала именно в силу отдаленности райо­на поиска) головную часть удалось обнару­жить только через 1 час 15 минут после старта. За это время температура в контейнере, в котором Кастор находился вниз головой, поднялась до 40'С, и животное погибло от перегрева.

Астронэт.нэт

 

    Комментарии (0)
    Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии!
     
    Виды космоса
    обратная сторона луны фото
    обратная сторона луны фото
    последние фото луны
    последние фото луны
    шаттл атлантис
    шаттл атлантис