История космонавтики - 098
История космонавтики знает целый ряд периодов, когда на пути дальнейшего освоения человеком космического пространства вставали высокие и, казалось бы, труднопреодолимые барьеры. В 1961 г. переход к невесомости вызвал у совершенно здорового космонавта болезненное состояние, сходное с укачиванием. В 1966 г. после трехнедельного полета на спутнике «Космос-110» чуть живыми вернулись на Землю две собаки. В 1970 г. выяснилось, что встреча с Землей после 18-суточного пребывания в невесомости очень трудна и для человека. Так возник барьер реадаптации, и сама возможность более длительных полетов требовала дальнейших обоснований. В 1978 г. после трехмесячного полета в крови космонавта обнаружили атипичные формы эритроцитов, что наводило на мысль о появлении в невесомости новой генерации ненормальных форменных элементов. В последние годы в связи с осуществлением серии рекордных 7—8-месячных полетов появились представления о качественно новых изменениях в состоянии организма в послеполетном периоде, хотя с ними согласны далеко не все специалисты.
Космическая медицина постоянно сталкивается с необходимостью решения сложных проблем, связанных с необычностью воздействующих факторов, условий обитания и деятельности экипажей, сохранением их здоровья и работоспособности. Если реализацию планов полета человека в космос рассматривать как научный организационный и человеческий подвиг, то и специалистов, работающих в области космической медицины, с полным правом можно считать причастными к нему.
По наиболее принципиальным вопросам обеспечения безопасности и эффективности пилотируемых космических полетов именно в нашей стране были получены обоснования, найдены решения, разработаны, испытаны и внедрены соответствующие методы и средства. Результаты этих разработок составляли основу систем жизнеобеспечения, медицинского контроля и управления состоянием космонавтов на орбитальных станциях, вплоть до «Салюта-7» и станций нового поколения «Мир».
< Предыдущая | Следующая > |
---|