контраргументы и факты «ближнего боя» - 003
М. Бори в полемике с энтузиастами космонавтики выдвигал контраргументы и факты «ближнего боя», т. е. затрагивающие перспективу нескольких десятилетий. Этот выдающийся физик, лауреат Нобелевской премии в книге «Моя жизнь и взгляды», опубликованной в 1968 г. (а в 1973 г. вышедшей в русском переводе), изложил свое мнение по поводу целесообразности, эффективности и необходимости космонавтики. По сути дела, это мнение вылилось в своеобразный прогноз «неумолимого противника космических путешествий» — как М. Бори охарактеризовал сам себя. Этот прогноз составил в его книге целую главу под названием «Благо и зло космических путешествий».
По прошествии почти двух десятилетий, опираясь на опыт этих лет, попытку взвесить «за» и «против» одного из классиков современного естествознания М. Борна предпринял летчик-космонавт СССР, кандидат технических наук О. Г. Макаров [1985]. Он показал, что, как и все оценочные прогностические работы, глава из трактата М. Борна несет на себе печать своего времени и что автор, естественно, не смог в деталях предсказать, как будут развиваться космическая наука и техника. О. Г. Макаров перечисляет оставшиеся вне рассмотрения М. Борна аспекты практической космонавтики 80-х годов: земную «отдачу» космического природоведения, космической энергетики, космической медицины и т. д. Жизнь опровергла положение, высказанное М. Борном, что якобы результаты, полученные при освоении космоса, «представляют значительный интерес для специалистов, но оставляют безучастным рядового гражданина». Советский космонавт свидетельствует, что прогноз М. Борна в этой части оказался ошибочным: этим результатам под силу во многом изменить не только условия жизни «рядового гражданина», но и уровень его культуры, а может быть, даже и его психологию.
Как подчеркивал М. Борн, настроения вокруг космонавтики ловко используют преследующие свои особые интересы западные ученые, инженеры, политики и военные, чтобы популяризировать собственные планы и выжать больше денег из налогоплательщиков. Обсуждая военные «приложения» космических исследований, ученый-гуманист отмечал (и в этом наиболее сильная сторона его прогноза), что разум всегда восставал против войны, а сегодня война стала чистым безумием.
< Предыдущая | Следующая > |
---|